Найти тему
Крыжановский

Ты всем должен. Дальнобойщик – это почти бродяга или как Резиновый Утёнок собрал «Конвой». Образ героя Криса Кристофферсона.

Про сам фильм можно прочитать в этой статье.

Кадр из фильма для иллюстрации статьи.
Кадр из фильма для иллюстрации статьи.

Актёр Крис Кристофферсон играет роль Мартина Пенуолда, более известного как Резиновый Утёнок. Помимо личности актёра, безупречно отыгрывающего роль непокорно дальнобойщика, и несущего определённый посыл как самостоятельная единица, есть незримый образ героя, проглядывающий сквозь подсознание. Разберём немного более детально.

За основу персонажа взят образ американского дальнобойщика. Одинокого волка, тяжёлым трудом добывающего свой хлеб. Для нас, тогда советских зрителей, ныне российских, образ дальнобойщика окутан некой романтикой. Но, углубимся в контекст. Фильм про семидесятые. В то время, в Америке, дальнобойщик по статусу был чуть выше бродяги. Собственно от бродяги его отличало лишь наличие грузовика. Вспомните фильм «Рэмбо». Шериф принял бывшего военного за бродягу, а значит мог выгнать его из своего города. Нет денег, проваливай, не порти вид. Романтики не было от слова совсем. Только рейсы, долги по кредиту, штрафы. Как правило, семья на втором плане, а значит проблемы во взаимоотношениях с людьми. Ты всем должен. Все хотят с тебя урвать пару баксов. Любви нет, особой дружбы тоже. Каждый сам за себя.

Кадр из фильма для иллюстрации статьи.
Кадр из фильма для иллюстрации статьи.

Сюда вплетается и образ ковбоя. Опять-таки образ излишне романтизированный. Ковбой для Америки, то же, что для нас богатырь. Только богатырь по факту был уважаемым человеком, а вот ковбой нет. Некую таинственную ауру ему приписали потом. Для своего времени это был просто пастух. Дальнобойщик-ковбой одиночка. И он такой не один. Таких людей тысячи. Каждый день они тянут грузы от океана до океана. «Третью жизнь за рулём. Три века без сна» верно сказал Шевчук.

И вот, в один прекрасный день, когда ворох нерешённых проблем превысил критическую массу, происходит срыв. Герой более не желает подчиняться. Эту решимость видят другие дальнобойщики, они следуют за Утёнком. Он их не звал за собой, он не дал им цели. Он не знал как должно быть, но так как есть, быть больше не может. По сути у конвоя нет цели. Репортёры спрашивали, - а чего вы хотите? Зачем всё это? Но, ответа не было. Было лишь понимание, что не так как есть.

Сам образ конвоя олицетворяется со стихией. Ураган возникает не по щелчку пальцев, а в силу глубинных процессов. Так и конвой возник не из-за одного конкретного фактора. Это совокупность недовольства положением дел. Конвой прошёлся ураганом и рассеялся. От урагана отделился ветерок и сравнял с землёй обитель шерифа, незаконно удерживающего темнокожего дальнобойщика.

Утёнок в конвое выступает как Мессия, его ближний круг – это апостолы. Как и Иисус, Мартин символически гибнет, но после воскресает. Да, по факту он успел выскочить из грузовика и остался жив. Но, почти все думали, что он погиб. Тем самым Мартин реализовал для публики образ мученика.

Мария? Кадр из фильма для иллюстрации статьи.
Мария? Кадр из фильма для иллюстрации статьи.

Дальнобойщик-ковбой-бродяга-Мессия. Аватар некой силы, пусть и без умысла, но изменившего положение дел, или положившего начало таким изменениям. Сам факт преобразований остаётся за кадром. Если опять вернуться к образу урагана, то можно понять, что во время самого действа сдвигов не будет. Они наступят потом. В ответ. Дабы предотвратить ураган, что порой невозможно, или с целью минимизировать будущий ущерб. И как мы понимаем, природную стихию не остановить, можно лишь ослабить. А значит речь идёт об изменениях с целью минимизации ущерба.

Т.е. Утёнок хоть и выразил недовольство системой, и прошёлся ураганом, но изменения, на которые он сподвиг власти, будут носить лишь косметический характер, внешний. Глубинно, система лишь закрутит гайки. Т.е. в будущем за конвой будут сажать всех. Это как не санкционированный митинг. Мессия, призванный освободить, лишь усилил систему. Знакомо, да?