Найти тему
Клопс

"Попсу в Калининграде не заказывают — только рок": как живут и сколько зарабатывают уличные музыканты

Во время коронавирусных ограничений уличные музыканты особенно скрашивали жизнь горожан. Корреспондент “Клопс” поговорил с артистами и выяснил, как они нашли своё место под солнцем.

Рок под дождём

Яна Сироткина, 21 год. Закончила детскую школу искусств им. И.С. Баха. На синтезаторе играет альтернативный рок и "просто приятную для ушей музыку". Мелодии её клавишных можно было услышать на площади перед "Эпицентром", рядом с Центральным рынком. 

Я жила в Балтийске. Никакие группы мне там не светили, пока не поступила в университет и не переехала в город", — рассказывает девушка и добавляет, её всегда тянуло к современным направлениям. 

В университете пианистка начала копить на более мощный и продвинутый инструмент. Денег хватило на рабочую станцию вроде синтезатора: “Грубо говоря, ты можешь сыграть всё что угодно: барабаны, гитару, какой-нибудь гобой и флейту". 

Когда пианистка попала в свой первый гёрлс-бэнд, музыканты играли каверы и пытались писать свои песни. 

Выходила какая-то голимая попсятина или что-то вроде “ВИА Гры”. На свой восемнадцатый день рождения я пила в баре с компанией друзей. Ко мне подошли едва знакомые чуваки и сказали, что теперь я в их группе и буду выступать на Panicon (фестиваль аниме-культуры — ред.). И поставили мне ультиматум: смотри аниме и учись играть душевно. 

Во всех группах Яна была идейным вдохновителем, а места для уличных концертов выбирали более опытные мальчики-гитаристы с предпринимательской чуйкой. С помощью ушлых знакомых они проводили электричество и подключали к нему аппаратуру.

Самая топовая точка была возле Центрального рынка. Это очень сложно провернуть, но у них получалось благодаря каким-то связям. Выступали там раза два-три только", — говорит Яна.

Играть в одиночку она не любила: в отличие от гитаристов и духовиков, пианистам приходится тащить на себе тяжёлый синтезатор, искать место, откуда можно протянуть электричество, или договариваться об этом заранее. По её словам, для девушек всё это сопоставимо с работой грузчиков.

На третий раз я просто ходила с шапочкой и уговаривала людей кидать деньги”, — вспоминает артистка очарованную музыкой, но при этом жадную публику. 

Вечерами, советует пианистка, играть комфортнее и прибыльнее. До пандемии захмелевшие слушатели могли несколько раз одарить денежной благодарностью музыканта, а как будет дальше, Яна не знает.

Выпивших и бездомных калининградцев девушка считает самой энергичной публикой. Во время уличных выступлений граждане навеселе часто танцуют, а некоторые подходят выразить благодарность после концерта.

Один бомж-джентльмен пытался познакомиться со мной. Правда, я видела, куда смотрели его голодные глаза — на заработанные нами деньги в чехле", — смеётся Яна.

Другая горожанка нарезала круги с рваным пластиковым пакетом. В конце концов она попросила у девушки мелочи — хотела купить себе новый — и поблагодарила не только за щедрость, но и за хорошую игру.

Многие люди просят контакты, ищут меня в соцсетях. В итоге, конечно, толковых предложений почти нет, но всё равно приятно”, — гордится собой пианистка. 

“Несезон” коллектив перезимовывал в известном рок-клубе, который находился в здании ликёро-водочного завода. По словам девушки, её группа, как и многие другие в городе, столкнулась с ужасными условиями.

Не знаю, что там сейчас, но раньше это был полузаброшенный амбар или гараж с кучей бочек внутри и протекающей крышей. Если дождь был, тебя могло ударить током от гитары. Меня, слава богу, синтезатором не било, потому что я стояла в нормальном месте. Моему одногруппнику повезло меньше", — пианистка сравнивает такие выступления с клипами, где артистов заливает водой с неба.

Сейчас альт-рок для Яны остался в прошлом. Музыке, считает девушка, нужно уделять больше времени, внимания и энтузиазма. Артистка уверена, что когда-нибудь сможет вернуться на городские улицы — если для этого будет создана подходящая инфраструктура, а зрители начнут вести себя немного доброжелательнее.

-2

"В Европе по-другому относятся"

Максим Филонов, 20 лет. Окончил Калининградский областной колледж им. С.В. Рахманинова, играет в трёх коллективах: Ансамбле песни и пляски БФ, Königsberg Brass Band и König Tribute Band. Выступал на променадах Светлогорска и Зеленоградска, а в Калининграде его можно было послушать в Центральном парке. 

Свой первый уличный концерт он отыграл на одном из городских фестивалей, когда выступал в оркестре. В перерывах ребята собирались небольшим ансамблем и отправлялись на заработки в Калининград, Зеленоградск и Светлогорск. 

Выбирали места с большой проходимостью туристов", — скромно признаётся тромбонист, вспоминая историю, как один немец час слушал игру и оставил 100 евро. 

Позже ребята играли в составе разных бэндов: начиная с классики и заканчивая акустическими трибьютами "Ленинграда" и "Ляписа Трубецкого". По словам Максима, жизнь городских групп интересна и непредсказуема.  Однажды парни весь день снимали клип на крыше бизнес-центра с помощью квадрокоптера, а вечером пошли на остров Канта играть для прохожих.

Вообще, уличная работа среди музыкантов не считается почётной, если говорить о России. В Европе совсем по-другому люди к этому относятся, — замечает артист и объясняет: — Работать на улице — тяжёлый труд. Ты должен по три-четыре часа играть разные песни, всё это почти без отдыха. И всегда нужно быть готовым сыграть что-то по заказу — так можно заработать неплохой гонорар".

Сейчас юноша ушёл в бизнес и просит называть себя уличным музыкантом с приставкой “экс”. Такое решение он принял из-за маленьких гонораров и порой неадекватного поведения местной публики. 

Ты можешь собрать огромную толпу, но получить 300-600 рублей. Люди часто просто слушают и уходят. Кто-то подходит и начинает рассказывать, что в армии тоже играл на трубе. Если попадаются весёлые или нетрезвые компании, могут начать танцевать и орать”, — рассказывает он о том, как однажды выпивоха попытался отнять инструмент, потому что хотел сыграть сам.

Группы, по словам Максима, привлекают больше внимания. Все доходы и расходы ребята делили поровну: выручка с выступлений составляла от 1 000 до 2 500 рублей. Зато соло-концерты приносят больше денег — в хорошую погоду можно заработать 5-6 тысяч рублей. 

До пандемии его бэндам удавалось гастролировать в Германии, Франции и Польше. Теперь остаётся надеяться на скорое открытие границ.

Студент всегда ищет возможность подработать. Духовики, струнники и эстрадники летом выходят на улицу, если нет работы посерьёзнее. Если у тебя есть талант к шоу-составляющей, то ты сможешь и заработать, и получить удовольствие от выступлений", — советует Максим.
-3
-4