Найти в Дзене
Баня | От А до Я

Чистый четверг в бане: «Время очищения и просветления»

Оглавление

Приветствую любителей баньки! Многие из вас слышали про чистый четверг, но только единицы знают, что несет в себе эта традиция. Чистый четверг – время очищения и просветления, который отзывается в русской культуре до сих пор. В этот день славяне ходили в баню еще до восхода солнца – чтобы смыть с себя грязь физическую и духовную.

Славяне традиционно топили баню три раза в неделю: на третий, шестой и девятый день. По церковному календарю этим дням соответствовали тритица, шестица и нидиля. Т.е. каждый третий день «по расписанию» отводился банным процедурам. Ситуация изменилась с принятием христианства. По составленным церковным календарям растопка бани отныне приходилась на субботу, ставшую выходным днем.

Мытье в субботу имело практический смысл, ведь в воскресный день христианам нужно быть чистыми. Однако не все складывалось гладко в отношениях православия и омовения. Попы стремились посещение бани свести к минимуму.

По логике священнослужителей верующие люди, прошедшие крещение святой водой, раз и навсегда смысли с себя всю скверну. Идти в баню снова – значит смывать святую воду, отказываясь от благодати.

Отношение попов к парильне как к «яко месту поханому и бесовскому» подробно задокументировано в летописях.

Но запрет долго не продержался – последствия антисанитарии ощутили на себе даже члены правящей династии. Так, отец Ивана Грозного умер от заражения крови, возникшего из-за необработанного фурункула. Смерти можно было избежать, если бы загрязнение было вовремя продезинфицировано.

-2

В результате компромисса Церкви и мирян баню начали повсеместно топить дважды в неделю.

В четверг (который впоследствии стал «чистым») и на ниделю, т.е. на четвертый и девятый день. В местах отдаленных, где растопка была целым событием, топили баню раз в девять дней. По четвергам иногда устраивалась ночная или «темная» баня. Отсюда и пошел полузабытый сегодня оборот «устроить темную баню».

Сама баня была двухмирной. Делались две закладки: первая – для живых людей, вторая – для усопших и потусторонних сил. К Баннику – мифическому хозяину бани – относились с почтением: выкладывали свежее мыло и веники, меняли воду. Сами же посетители парильни делились на две группы: обитатели Явного мира (т.е. живые) и обитатели мира Нави (души предков). Считалось, что мертвецы непременно приходят попарится с того света.

-3

Конечно, баня не всегда топилась по строгому «графику». В неурочное время парильню подготавливали в тех случаях, когда гости приходили с ночевкой.

Эта традиция сохранилась в русских сказках, где фраза «Ты мне сперва баньку растопи, напои, накорми, а после расспрашивай» стала общим местом.