Руководитель студенческой олимпиады «Я – профессионал» Валерия Касамара представила результаты опроса студентов более 400 вузов о том, как они пережила переход на онлайн-обучение. Легче всего с ним, как оказалось, справились магистранты – наиболее взрослые студенты, способные к самоорганизации и зачастую имеющие постоянную оплачиваемую работу. Сложнее всех пришлось первокурсникам, ведь они пережили два стрессовых периода за один учебный год: адаптацию к обучению в вузе и одномоментную замену очной учебы на дистанционную, подчеркивают разработчики.
Непросто, по их словам, пришлось студентам медицинских, технических и естественно-научных направлений, а также обучающимся в сфере дизайна и искусства. В перечисленных отраслях для полноценного освоения программы необходимо присутствие студента в стенах университета, например, для работы в лабораториях или проведения опытов. Самыми частыми проблемами, возникшими у студентов с переходом на дистант, оказались технические неполадки (52%), недостаток социальной жизни, общения (43%), трудности в организации собственного учебного графика и рабочего места (39% сложно учиться в домашней обстановке) и отсутствие этикета для онлайн-общения (31% чувствует смущение от просьбы преподавателя включить веб-камеру).
Как отметила Касамара, переход к онлайн-обучению приводит к росту потребности в развитом навыке самоорганизации, так как требования к студентам и жесткие рамки больше не насаждаются извне: «Это уникальная ситуация, когда ты сам себе хозяин. Но получается, что ты должен сам себя все время заставлять. В любом случае в постковидной эпохе произойдут изменения, и навык самоорганизации, внутренней высокой мотивации будет выходить на первые позиции. С точки зрения изменения рынка труда такие люди будут очень востребованы. И я думаю, что в следующий раз, когда мы будем говорить про soft skills, это будет один из главных навыков, на которые работодатель обращает внимание».
Впрочем, переход на онлайн-обучение стал вызовом на только для студентов, но и для многих преподавателей. Только 26% опрошенных отметили, что преподаватель предложил своим ученикам посмотреть видеолекции на той или другой образовательной платформе. Такой низкий показатель может свидетельствовать о страхе преподавателей проиграть конкуренцию онлайн-курсам зарубежных университетов. С этим вызовом нужно научиться работать, поддерживая свою конкурентоспособность с учетом глобального контекста.
Опрос выявил и положительные тенденции, сформировавшиеся за апрель и май 2020 года: многие студенты стали меньше уставать от учебы, около половины опрошенных отметили, что стали дольше спать, 34% учащихся с переходом на дистанционный формат стали чаще посещать занятия. 32% – то есть почти треть респондентов – говорят, что онлайн-обучение понравилось им больше, чем традиционные занятия.
Источник: Росвуз.рф