Многие не знают, но до прихода Пола ДиАнно в Iron Maiden уже было двое вокалистов. Поскольку вменяемой дискографии у них не имеется, обзор трех основных певцов группы начинаем именно с него, так как группа сделала первые студийные записи именно с Полом.
Пол ДиАнно (Paul Di'Anno, настоящее имя Пол Эндрюс, англ. Paul Michael Andrews), родился 17 мая 1958 года в Чингфорде (Великобритания). Он был старшим из 10 детей (от двух браков) своей матери.
"ДиАнно — это фамилия отца. Говорят, что первый [ребенок] всегда самый сумасшедший. Даже моя мать вам это скажет".
Вспоминая о своём детстве, ДиАнно также отмечал: "Если ты думаешь, что это я псих, то ты не видел моей мамы".
После смерти отца семья переехала ближе к Ист-Энду (Лондон), где Пол и проходил обучение в местной школе. Там же он выступал в качестве вокалиста в нескольких панк-группах, пока в конце 1978 года не присоединился к Iron Maiden.
"Я не помню, как зашел об этом разговор, но я услышал, что Maiden ищут нового вокалиста, и я пришел поджемовать с ними. Кажется, там было несколько номеров Deep Purple или типа того. Вроде все было нормально, а в конце они сказали что-то типа: «Оставайся на связи, у нас еще есть много кандидатов на прослушивание». Я тогда ответил: «Прекрасно, как пожелаете». А на следующий день Стив пришел домой к моим родителям и сказал: «Если хочешь, у тебя есть работа». Я подумал: «Отлично». Мне было приятно, ибо, в обратном случае, мне пришлось бы бесцельно убивать время. Но я не был в сильном восторге или типа того. Не забывай, для меня это была очередная клубная команда".
Первой записью ДиАнно с Iron Maiden (и вообще) стал миньон "Soundhouse Tapes" (1979), композиции для которого были записаны на концерте в культовом клубе "Bandwagon".
Запись распространялась только среди поклонников группы по предварительным заявкам. Переиздана на CD запись была только в 1998 году, вместе с другими раритетами.
В январе-феврале 1980 ДиАно записывает с Iron Maiden одноименный дебютник, лично для меня - один из любимейших альбомов группы. Качество записи, конечно, оставляло желать лучшего, но дебютники - они такие, случаются только раз.
Альбом "Iron Maiden" вышел в апреле.
Второй и последний альбом ДиАнно с Iron Maiden "Killers" вышел в феврале 1981. Несмотря на отличное качество записи (в качестве продюсера дебютировал в будущем легендарный Мартин Берч), мне кажется, что второй альбом по художественной ценности все же уступает дебютнику.
Также существует несколько бутлегов концертов Iron Maiden с ДиАнно, наиболее известным из которых является "Live in Japan" (1981).
Как звучали и выглядели Iron Maiden с ДиАнно можно судить по редким дошедшим до нас записям.
10 сентября 1981 Пол ДиАнно в последний раз вышел на сцену с Iron Maiden.
Пол всегда считал рок-н-ролл чем-то отвязным и безумным, где нет никаких правил - не переодевался перед выходом на сцену, подолгу зависал после концертов, пропадал, не берег голос. Iron Maiden, напротив, начали восхождение к славе, что требовало жесткой самодисциплины, участия в промоакциях, контроля за своим состоянием и умеренного употребления расширяющих сознание веществ.
В условиях этих разногласий в октябре 1981 Пол ДиАнно покидает группу:
"Положа руку на сердце, я почувствовал облегчение. Конечно, мне было грустно, но в тот момент я смертельно устал. Я пришел в рок-н-ролл не для того, чтобы жить по расписанию и спать по восемь часов в сутки. Я не хочу сказать ничего плохого про Maiden. У них были огромные амбиции, которые мне были не под силу. И сейчас я думаю, они приняли правильно решение..."
В 1982 c лондонскими музыкантами Пол создает группу Lone Wolf, вскоре переименованную в просто "DiAnno", выпустившую в 1984 свой единственный альбом, и после пары клубных перфомансов "волею Божею помре". Тем не менее, несколько композиций на альбоме заслуживают внимания.
В 1986 ДиАнно создает новую группу - Battlezone, выпустившую два альбома: "Fighting Back" (1986) и "Children of Madness" (1987). На альбомах представлен добротный, пусть и немного вторичный hard-n-heavy, оцененный многими поклонниками тяжелой музыки. Коммерческого успеха группа не имела, и осенью 1987 распалась.
По стопам многих британских музыкантов Пол перебирается в США, где с бывшими участниками Battlezone создает новый проект Killers. Осенью 1991 группа записала альбом "Murder One" (1992) - вне всякого сомнения, лучший сольный проект ДиАнно.
Альбом представляет собой оригинальный, винтажный heavy/power c богатыми аранжировками, мастерским пением Пола и отличным звуком, он рекомендуется в коллекцию всем любителям рока.
Альбом ждал успех, неизменно теплый прием ждал группу и на концертах. Гонорары лились рекой, и Пол отрывался по полной, вкушая жизнь рок-звезды, не гнушаясь разными веществами и обществом женщин.
Одна из них, официантка, только что достигшая совершеннолетия, скоропалительно стала женой Пола. Свадьба приняла гротескные многодневные масштабы, на которые иногда, по причине буйства, заглядывала полиция.
В один из таких визитов, связанных с угрозой жизни для новоиспеченной госпожи ДиАнно со стороны супруга, полиция обнаружила в бачке унитаза большое количество пресловутого белого порошка, и Пол оказался на несколько месяцев в тюрьме.
Здесь, притесняемый представителями чернокожего меньшинства, был написан цикл песен, который лег в основу второго альбома Killers, "Menace to Society" (1994).
Если первый диск можно сравнить со стилем Judas Priest, то во втором явно слышится Pantera. Он, несомненно, уступает дебютнику, но примерно половина композиций так или иначе заслуживает внимания.
В результате судебного разбирательства ДиАнно был объявлен в США персоной non grata и вернулся в Великобританию.
В 1997 выходит альбом "The Worlds First Iron Man". Этот альбом остался почти не замеченным публикой, а зря: несмотря на невзрачную обложку, материал получился очень интересным: легкое, "дорожное" звучание в духе ACDC и ZZ Top, яркие мелодии, романтическое настроение. По сути, это возвращение к временам дебютника.
В 1998 новый состав Battlezone, выпустил альбом "Feel My Pain", также оставшийся почти незамеченным публикой.
В 1999 ДиАнно записывает альбом "Nomad", изданный в 2000 только в Японии, а в 2006 в Европе и Америке под названием "The Living Dead".
С наступлением нового века творческая активность Пола ДиАнно пошла на спад. Он перебрался с новой женой в Бразилию, но при этом продолжал активно гастролировать, давать интервью и даже обещать новый альбом...
Никуда не ушла и романтическая авантюристичность, так свойственная Близнецам и рок-поколению 80-х. Как-то был задуман подпольный тур ДиАнно по США. Самого маэстро предполагалось ввезти через границу нелегально, но американские пограничники доказали, что не даром получают зарплату, и повторить покорение Америки не получилось.
Приезжал ДиАнно с концертами не раз и в Москву. Выступления проходили пусть и в небольших, но забитых залах, маэстро излучал жизнерадостность, охотно общался с публикой и давал остроумные интервью.
Два последних выступления ДиАнно в Москве проходили в рамках "Double Trouble Tour" - совместных гастролей с Блэйзом Бэйли. На пресс-конференции в феврале 2012, посвященной первому из этих концертов, Пола спросили, не желает ли он, панк по настроению, но вынужденный в силу ряда причин всю жизнь играть металл, записать в конце творческого пути бескомпромиссный панк-альбом. Пол ответил, что "перед отходом в мир иной - обязательно".
Кстати, незадолго до тура Пол снова угодил в тюрьму - на этот раз уже в родном Соединенном королевстве, за неуплату налогов...
На сцене Пол может быть мягким и добродушным, но может и вспылить - но он никогда не бывает на ней безразличным - как и в жизни.
Как-то на одном из концертов в 2013 после того, как кто-то из толпы выкрикнул имя текущего вокалиста Iron Maiden менее чем через 15 минут после начала, Пол ответил на это следующим образом:
"Ты думаешь это смешно? Ты сосущий уе**н. Тут только один п*дор, всегда есть такой один пед***а. Чувак, я не не собираюсь спускаться к тебе и выбивать из тебя всю дурь.
Итак, Bruce Dickinson… Послушай, я не пою в опере и я не балерина. Я просто играю прямолинейный долбанный панк хэви металл. Если ты хочешь услышать детку Брюсика, п***уй домой. Но я играю сегодня для моих долбанных друзей".
Мало кто будет спорить, что сценической харзимы ДиАнно не занимать. И поклонники, и критики отмечают потрясающую энергетику видео "The Beast in the East" (2003).
Спустя десятилетие было записано еще одно официальное часовое видео "The Beast Arises" (2014). Пусть Пол в свои годы уже не так подвижен, на сцене рядом с ним нет ключевых музыкантов из Battlezone и Killers, а вокальные кондиции явно не сохранились с 80-х, видео все равно смотрится интересно, а сет охватывает практически все периоды творчества маэстро.
С записью видео ДиАнно явно поступил правильно: совсем скоро после записи он вынужден был доверить себя инвалидному креслу - следствие давней травмы колена, когда в лихие годы не прошла даром не совсем рациональная стрельба из пистолета, и некоторое время даже появляться так на сцене...
Тем не менее, в 2015 вышел альбом "League of Shadows" немецкой группы Architects of Chaoz с вокалом Пола. Альбом слушается вполне интересно.
30 апреля 2016 Пол ДиАнно в последний раз вышел на сцену на одном из аргентинских фестивалей. С тех пор его проблемы со здоровьем явно не решаются положительно. Одно время ходили слухи, что у маэстро обнаружен рак. В другом интервью Пол рассказывал, что из-за воспаления в колене он чуть не умер от сепсиса.
Пол утверждает, что хочет как можно скорее вернуться на сцену, но, как бы это не было сомнительно, не хотелось бы, чтобы "League of Shadows" стал последним альбомом в дискографии ДиАнно - да, в ней немало сборников, трибьютов, концертных и гостевых альбомов, и, тем не менее, оригинальный материал от маэстро мы не слышали уже 20 лет...
Таков неровный творческий путь Пола ДиАнно - человека сколь милого, столь и сложного, который был рожден творить, но никогда не считал творчество работой, и рок-н-ролл для которого - судьба, а не шоу-бизнес. Как и любой Близнец, он может обаять Вас с первых минут застревания в лифте, и еще через минуту смертельно утомить. Полу доводилось выходить на сцену в невменяемом состоянии и даже на четвереньках - но не оттого, что он не уважает зрителей, а оттого, что он поддался порыву - и зрители не обижаются.
Под конец хочется возразить диванным критикам, которые то и дело в своих рецензиях пишут, что ДиАнно "спустил свою карьеру в унитаз", "пропил и прокурил голос", "ничего не сделал после Мэйден", и т.п. Уже только этот краткий обзор показывает, что дискография артиста и достойна, и разнообразна. Что же касается карьеры, Пол ДиАнно никогда не собирался ее делать, как и спорить с теми, кто встает по будильнику, идет в тренажерный зал и затем работает в студии по расписанию. Просто он другой - но это не значит, что он плохой художник.
Для меня Пол ДиАнно - очевидец зарождения металла, несущий нам в своих записях металл первобытный - грязный и простой, агрессивный и рычащий, с примесью панка и городской романтики. Таким он и останется в истории рок-музыки.