Найти в Дзене
Созерцатель слов

Страж Порога. Солярис

...возвышенный, щемящий и сильный роман о любви. Звенящая струна любви очень надолго остаётся, у меня во всяком случае осталась, где-то внутри. В каких-то уголках мозга ли, души ли. Это и было образом романа, пусть фантастического. Давно читал «Солярис» Станислава Лема. Остались впечатления: возвышенный, щемящий и сильный роман о любви. Звенящая струна любви очень надолго остаётся, у меня во всяком случае осталась, где-то внутри. В каких-то уголках мозга ли, души ли. Это и было образом романа, пусть фантастического. Недавно перечитал, и эта светлая тональность чуть замутилась. Не потеряла высоту, роман шикарный, но прибавила и более низкие, тревожные по окраске обертона. Раньше мимо трагедии проходил как-то скоком. Сейчас она больше привлекла. Всё-же трагедия, хоть Лем нарисовал оптимизм Криса. Он остался ждать её, Хари, на клочке сухой соляроидной почвы, глядя на студенистую поверхность разумного (разумного?) Океана. Поставил вопрос в разумности, потому что у нас нет даже своих

...возвышенный, щемящий и сильный роман о любви. Звенящая струна любви очень надолго остаётся, у меня во всяком случае осталась, где-то внутри. В каких-то уголках мозга ли, души ли. Это и было образом романа, пусть фантастического.

Кадр из фильма "Солярис" А.Тарковского
Кадр из фильма "Солярис" А.Тарковского
Кадр из фильма "Солярис" А.Тарковского
Кадр из фильма "Солярис" А.Тарковского

Давно читал «Солярис» Станислава Лема. Остались впечатления: возвышенный, щемящий и сильный роман о любви. Звенящая струна любви очень надолго остаётся, у меня во всяком случае осталась, где-то внутри. В каких-то уголках мозга ли, души ли. Это и было образом романа, пусть фантастического.

Недавно перечитал, и эта светлая тональность чуть замутилась. Не потеряла высоту, роман шикарный, но прибавила и более низкие, тревожные по окраске обертона. Раньше мимо трагедии проходил как-то скоком. Сейчас она больше привлекла. Всё-же трагедия, хоть Лем нарисовал оптимизм Криса. Он остался ждать её, Хари, на клочке сухой соляроидной почвы, глядя на студенистую поверхность разумного (разумного?) Океана.

Поставил вопрос в разумности, потому что у нас нет даже своих критериев разумности, имею в виду чётких, научных, окончательных, железобетонных. А если мы всё-таки не венец создания, эволюции, и на нас Создание не остановилось, (что вполне оправдано, и сомнительно, что оно могло остановиться) то критерии разумности вообще расплываются как в объективном. так и в субъективных контекстах.

Из романа:

Поставив тяжелый том на место, я подумал, что наши сведения о Солярисе, наполняющие библиотеки, являются бесполезным балластом и кладбищем фактов и что мы топчемся на том же самом месте, где начали их нагромождать семьдесят восемь лет назад.

То, что мы знали наверняка, относилось только к области отрицания. Океан не пользовался механизмами и не строил их, хотя в определенных обстоятельствах, возможно, был способен к этому.

Океан не обладал – я продолжаю перечисление наших «негативных сведений» – никакой нервной системой, ни клетками, ни структурами, напоминающими белок; не всегда реагировал на раздражения, даже наимощнейшие…

Кадр из фильма "Солярис" А.Тарковского
Кадр из фильма "Солярис" А.Тарковского

Океан вообще не познаваем. Лем мыслями Криса пишет так, будто занимался апофатическим богословием.

Если Океан не познан совсем, как можно утверждать, что он разумен, или наоборот не разумен. Может быть к нему вообще эти критерии не применимы.

Кадр из фильма "Солярис" А. Тарковского
Кадр из фильма "Солярис" А. Тарковского

Но я о другом, читатель. Океан каким-то путём «заглянул» в мозги пришельцам с Земли и вытащил из них самый болезненный и шокирующий их самих опыт личного человеческого проживания.

При чём тогда нейтринная система, из которой созданы эти «гости», которые приходят к землянам? Они приходят из их собственных мозгов, Океан дал им только тело. Гости, как получается, обладают чем-то вроде души, они чувствуют и думают совсем как люди, у них явно есть и некое ментальное поле, похожее на поле землян, они думают их стереотипами. Эти стереотипы они получили от живущих на Солярисе людях с Земли. Больше не от куда.

Если исходить из концепции существования Стража Порога у человека, именно этот Страж, каждого из них, Гибаряна, Сарториуса, Снаута, Криса является автором психической составляющей каждого «гостя». Ведь гнусность каждого, проявленная в прошлом, осела больной совестью в их душах.

Кадр из фильма "Солярис" А. Тарковского
Кадр из фильма "Солярис" А. Тарковского

Честное слово, я не понимал, и когда смотрел фильм Тарковского и когда читал книгу, почему Снаут, и особенно Сарториус так брезгливо шугаются этих гостей, только потому что они не из атомов, а из нейтрино? Это какой-то межгалактический расизм. Лем здесь останавливается в каком-то вакууме, и не идёт дальше. Может быть он не видел дороги?

Тарковский в этом смысле пошёл дальше. Из научно-фантастической книги он сделал религиозный фильм. Поэтому ему понадобились сцены на Земле, и образ отца Криса. В конце фильма на волнах Океана появляется островок с его, Криса, земным домиком, на пороге которого он стоит на коленях перед отцом. Сцена возвращения блудного сына. Он ещё на Солярисе, но он уже вернулся, к себе, к своему Высшему Я. Он прошёл через своё тёмное дно, он без противления принял свою больную совесть и принял новую Хари именно поэтому, и полюбил её будто новой любовью.

Кадр из фильма "Солярис" А.Тарковского
Кадр из фильма "Солярис" А.Тарковского

Никто кроме Криса не хотел слышать о собственном чёрном человеке, тихо живущем в каждом, виновном в бесконечном размножении их собственного Ужаса. Океан только помог им взглянуть на себя.

Если понравилась статья ставьте лайки, пишите в комментариях и подписывайтесь на канал.