Найти тему

Грядущий конституционный кризис в США

 29.07.2020 • Владимир Васильев, д.э.н., главный научный сотрудник Института США и Канады РАН
29.07.2020 • Владимир Васильев, д.э.н., главный научный сотрудник Института США и Канады РАН

США. Портленд. Перевёрнутый американский флаг – примета протестов под знамёнами BLM. Перевёрнутый флаг – международной знак бедствия.
Фото из Твиттера

По мере приближения конституционно установленной даты президентских выборов 2020 г. - в первый вторник после первого понедельника в ноябре, т.е. 3 ноября - в американской печати нарастает количество публикаций, общий смысл которых состоит в том, что независимо от их результата, а вернее независимо от того, кандидат какой партии – Республиканской или Демократической -- выиграет президентские выборы, ни одна из сторон своего поражения не признает, и в этом смысле США и окажутся на пороге масштабного политического и конституционно-правового кризиса.

Содержание этого беспрецедентного за всю историю существования институтов политической демократической системы США состоит в том, что действующий хозяин Белого дома – Д.Трамп – своей власти «не отдаст», а его соперник от Демократической партии – Дж.Байден или возможно какая-либо другая политическая фигура демократов, - не сможет её «взять».

И в этом плане привычный сценарий «мирной» передачи власти, которую в последний раз американцы наблюдали 20 января 2017 г., станет достоянием исторических архивов и исторической кино- и телехроники. Иными словами, они не увидят важнейшего ритуала, намеченного на 20 января 2021 г., или вернее, если он и может состояться, то только как форма присяги Д.Трампа в качестве президента, «утвержденного» на второй срок, которую, наверняка, проигнорируют вся верхушка Демократической партии. Более того, специфика этого ритуала состоит в том, что даже если Дж.Байден и провозгласит себя «законно» избранным президентом, то присутствие его предшественника на ступенях Капитолия 20 января 2021 г. «обязательно», в противном случае нельзя будет говорить о том, что торжественная передача власти от одного президента к другому состоялась и что американская модель мирной передачи власти от одной партии к другой выдержала ещё одно нелегкое испытание. Как отметил в этой связи политический обозреватель П.Николас, «каждые четыре или восемь лет, когда часы бьют полдень 20 января, американский народ узнает, признает ли прежний президент легитимность нового».

Более того, появляется все больше признаков того, что администрация Д.Трампа начала мощную кампанию по разыгрыванию сценария «возможной незаконности законности результатов президентских выборов». Так, в конце мая с.г. Д.Трамп написал в своём Твитте, что «Соединенные Штаты не могут позволить себе провести выборы 3 ноября по почте. Это будут величайшие сфальсифицированные выборы в истории. Избиратели будут брать бюллетени из почтовых ящиков, распечатывать их тысячами на принтерах и «заставлять» других людей подписывать. Также будут подделываться имена. Некоторое заочное «Да», когда это необходимо. Попытка использовать эпидемию коронавируса для этого жульничества!»

Как отмечал в этой связи американский политический обозреватель Д.Сайдерс, поскольку, согласно опросам общественного мнения, Д.Трамп систематически отстает от своего основного соперника бывшего вице-президента США Дж.Байдена, противники действующего президента «становятся все более обеспокоенными тем, что Трамп может поставить под сомнение результаты выборов, если он их проиграет, или, что еще хуже, может остаться во власти независимо от их результатов».

Аналитический доклад Исследовательской службы Конгресса США

Серьезность складывающейся в США ситуации вокруг формата и исхода президентских выборов 2020 г. рельефно подтверждается тем обстоятельством, что в мае с.г. Исследовательская служба Конгресса США подготовила специальную аналитическую справку для американских законодателей о правовых возможностях неукоснительному следованию конституционной норме соблюдения даты выборов в 2020 г. и о возможности её переноса или даже отмены президентских выборов.

В справке, подготовленной лучшими американскими правоведами по конституционному праву, указывается, что процесс выбора президента США носит трехступенчатый характер. Первый этап - это этап партийных собраний и первичных выборов, который регулируется исключительно законодательством штатов. Федеральные власти не имеют к нему отношения, и законодательство штатов, регулирующее порядок и правила проведения партийных собраний и первичных выборов, не создают никаких последующих правовых прецедентов для федеральных властей. Законодательство 45 штатов содержит положения о переносе даты и/или места проведения партийного собрания и первичного выбора в связи с возможными чрезвычайными ситуациями, в том числе, и эпидемиологическими заболеваниями. При этом законодательства шести штатов (Айдахо, Кентукки, Нью-Йорка, Орегона, Южной Дакоты и Юты) допускают возможность переноса даты первичных выборов. Ещё в 18 штатах есть положения о переносе места проведения первичных выборов, а законодательства ещё шести штатов (Флориды, Гавайи, Луизианы, Мэриленда, Южной Каролины и Вирджинии) допускают и перенос первичных выборов и смену места их проведения.

Полномочия многих штатов допускают отмену партийных собраний и первичных выборов. В частности, ещё в 2019 г. четыре штата отменили партийное собрание и первичные выборы у Республиканской партии (Аризона, Канзас, Невада и Южная Каролина). Причина носила сугубо политический характер – с кандидатом на пост президента от Республиканской партии в 2020 г. и так «все было ясно». Этап партийных собраний и первичных выборов, начавшемся 3 февраля 2020 г., первоначально должен был закончиться 9 июня, однако, по причине коронавирусной пандемии 16 штатов и территорий перенесли первичные выборы в Демократической партии на более поздние сроки (но не отменили их), а также провели голосование по почте - в штатах Аляска, Гавайи, Мэриленд, Монтана, Огайо, Род-Айленд. Партийное собрание в штате Вайоминг также было перенесено с марта на середину апреля и прошло по почте.

Однако в любом случае нормы Конституции США не распространяются на порядок и формы проведения партийных собраний и первичных выборов. Поэтому прецедент переноса и/или отмены партийных собраний и первичных выборов не может служить прецедентом для переноса или отмены конституционно установленной даты президентских выборов.

Нормы американской Конституции начинают проявлять себя непосредственно на втором этапе президентских выборов, т.е. выборов среди кандидатов, выдвинутых и утвержденных на партийных съездах. Применительно к складывающейся в настоящее время ситуации кризиса американской политической системы принципиально важным правовым моментом является то обстоятельство, что Конституция США не прописывает обязательного избрания президента общенародным голосованием. Конституция устанавливает, что «президент избирается выборщиками, назначаемыми под руководством законодательного собрания каждого штата».

Выборщики от штата избираются рядовыми избирателями на партийных собраниях и в ходе первичных выборов, однако, в том случае, если по каким-либо причинам рядовые избиратели не принимают участия в избрании выборщиков, то их выбирают члены Законодательных собраний штатов.

В историческом плане вплоть до середины XIX в. выборщиков избирали члены Законодательных собраний штатов. Начиная с 1845 г., рядовые избиратели выбирают членов Коллегии выборщиков в день президентских выборов, т.е. в 2020 г. они будут избраны 3 ноября. Законодательства ряда штатов наделяют губернаторов правом переносить на более поздние сроки дату выбора членов Коллегии выборщиков от штата в «связи с чрезвычайными обстоятельствами», однако, ни президент, ни Конгресс США такими конституционными или законодательными полномочиями не обладают.

В настоящее время Конгресс США наделил президента США 136 законодательными полномочиями в случае введения в США полномасштабного или частично чрезвычайного положения, однако, ни одно из этих полномочий не предусматривает права переноса даты президентских выборов на более поздний срок. В этой связи в докладе ИСК ещё раз указывается на то, что «никогда в американской истории в периоды войн, пандемий или других смертельных кризисов дата президентских выборов никогда не менялась в связи с чрезвычайной ситуацией».

Третий этап имеет прямое отношение к Коллегии выборщиков. В 2020 г. порядок формирования Коллегии выборщиков выглядит следующим образом. Весной и летом в ходе партийных собраний и первичных выборов происходит выбор членов Коллегии выборщиков от штата. Список членов Коллегии от штата составляется партийным руководством, исходя исключительно из принципа партийной лояльности будущих членов Коллегии. В день президентских выборов 3 ноября избиратели, помимо президента и вице-президента, выбирают членов Коллегии выборщиков от штата. Как правило, их фамилий нет в бюллетенях, и поэтому они голосуют «вслепую» за уже утвержденный партийным руководством штата состав штатной делегации выборщиков. На практике процесс выбора штатной делегации выборщиков носит несколько более сложный характер, поскольку в конечном итоге выбирается делегация с той партийной принадлежностью, за которую проголосовало большинство избирателей штата. В том случае, если большинство избирателей, допустим, отдало свои голоса за кандидата Демократической партии, то штатная коллегия выборщиков будет состоять из демократов и наоборот.

8 декабря является последним сроком для урегулирования всех спорных вопросов, возникших в связи с формированием штатных делегаций выборщиков, и 14 декабря Коллегия выборщиков в полном составе (438 членов) должны избрать президента и вице-президента США. 23 декабря является последним сроком для получения бюллетеней федеральными инстанциями в Вашингтоне (Сенат, Национальный архив). 6 января 2021 г. результаты голосования будут оглашены и утверждены на совместном заседании Сената и Палаты представителей. И 20 января 2021 г. избранные президент и вице-президент будут приведены к присяге и приступят к выполнению свои конституционных обязанностей.

Согласно Конституции США, только Конгресс США может перенести и/или назначить дату новых президентских выборов, приняв специальное законодательство. Помимо этого, срок полномочий действующего президента истекает в полдень 20 января 2021 г., и в американском законодательстве нет никаких норм, регулирующих продление срока его президентских полномочий, если только он в законном порядке не переизбран на второй срок.

Поправка к Конституции США прописывает ряд «абстрактных» норм избрания президента в том случае, если 6 января США окажутся без официально избранного главы государства. В этом случае президент будет избран на пленарном заседании Палаты представителей в ходе голосования, когда один штат имеет право на один голос. Президент должен быть избран простым большинством голосов среди кандидатов, принимавших участие в заключительном этапе президентских выборов, т.е. набрать не менее 26 голосов «за».

В игру вступает конспирология или «сфальсифицированные выборы»

Пандемия коронавируса уже внесла серьезные коррективы в привычный ход президентской гонки на этапе партийных собраний и первичных выборов. Затронула она и предстоящие партийные съезды. Демократы перенесли первоначальные сроки своего съезда в г. Милуоки (Висконсин) с 13-16 июля на 17-20 августа, т.е. на месяц; помимо этого они предполагают провести съезд в он-лайн режиме, когда большая часть делегатов будет находиться дома или в штаб-квартирах штатов. А что касается республиканцев, то Д.Трамп 23 июля вообще отменил основную работу съезда, которую первоначально намечалось провести с 25 по 27 августа в г. Джэксонвилле (Флорида). Им придется довольствоваться только сугубо церемониальным действием, которое пройдет 24 августа в г. Шарлотт (Северная Каролина). Этот шаг Д.Трампа уже расценили как форму дискредитации привычных норм-рамок президентской гонки 2020 г. С середины марта из-за коронавирусной пандемии быстро «поплыл», выверенный «как часы», устоявшийся десятилетиями график президентской гонки, которая обычно начинается в начале февраля с партийного собрания в штате Айова и первичных выборов в штате Нью-Гемпшир. Идея «призрачности» привычных этапов президентской гонки распространяется на дату президентских выборов 3 ноября: если вся основная часть президентской кампании 2020 г. проходит или прошла «не по правилам», то почему установленные Конституцией США правила должны неукоснительно распространяться на один из её заключительных аккордов в начале ноября?

Иными словами, политтехнологи в окружении Д.Трампа активно разрабатывают «страховочные» сценарии положительного для действующего президента исхода президентской кампании, пытаясь списать на пандемию коронавируса все её возможные негативные издержки для действующего президента, рассчитывая тем самым обеспечить Д.Трампу «не мытьем так катанием» переизбрание на второй срок. Фундаментальная причина манипуляционного подхода к исходу президентских выборов 2020 г. состоит в том, что начиная с сентября 2019 г. и вплоть до середины июля 2020 г. основной соперник Д.Трампа из Демократической партии Дж.Байден устойчиво опережал по популярности, согласно интегральным опросам общественного мнения основных социологических служб США, нынешнего хозяина Белого дома, при этом в среднем этот разрыв регулярно составлял не менее 10%.

Основное направление дискредитации результатов президентских выборов 3 ноября, предпринимаемых республиканцами, строиться на том, что они могут совпасть с пиком очередной волны коронавирусной пандемии. В этих условиях немалая часть избирателей может остаться дома, и таким образом выборы не дадут возможности определить истинное волеизъявление американских избирателей. Об этом Д.Трамп прямо заявил в своём интервью газете «Politico», что «многие миллионы избирателей могут лишиться своих избирательных прав, если они решаться остаться дома в день выборов, избежав тем самым риска заразиться коронавирусом на многолюдных избирательных участках».

Предлагаемое Демократической партией заочное голосование, т.е. голосование по почте, «с порога» отвергается Д.Трампом и его политтехнологами, как дающее заведомо «подтасованные результаты». Имеющиеся данные официальных американских федеральных органов показывают, что при голосовании по почте, действительно, имеют место серьезные сбои и «технические накладки». Так, по данным Федеральной комиссии содействия выборам, начиная с президентских выборов 2012 г. и кончая промежуточными выборами 2018 г., более 28,3 млн бюллетеней, посланных по почте, оказались неучтенными при окончательном подсчете поданных голосов, а 2 млн бюллетеней было возвращено отправителям по причине отсутствия точного адреса доставки. Более того, на президентских выборах 2016 г. оказались неучтенными примерно 6 млн бюллетеней, посланных по почте.

Опыт проведения первичных выборов 2020 г. по почте, организованный Демократической партией, также показал наличие серьезных проблем при учете избирательных бюллетеней. В 17 штатах с установленным крайним сроком получения избирательных бюллетеней в общей сложности было «отбраковано» 65 тыс. бюллетеней, или примерно 1% общего числа бюллетеней, отправленных по почте. При этом с трудностями отправки бюллетеней по почте столкнулись, в основном, группы молодых избирателей, афро-американцев и латиноамериканцев.

Но, возможно, самая большая проблема голосования по почте - это задержка в подсчете голосов, которая может растянуться на недели и даже на месяцы, поскольку речь идет об общенациональных выборах. И вот эта задержка и создаст для Д.Трампа «окно возможностей» - в случае неблагоприятного для него подсчета голосов - для того, чтобы написать в своем Твиттере примерно так: «3 ноября 2020 г.: величайшее жульничество в американской истории». Поэтому, по мнению профессора права Л.Дугласа, на этом основании Д.Трамп «не признает результатов президентских выборов. Наша страна должна быть готова к такому сценарию. Отказ Трампа признать свое поражение не только возможен или вероятен - он представляется практически неизбежным».

Амбивалентная роль коронавирусной пандемии

Взрывной характер заболеваемости каронавирусом, начиная с середины марта с.г., поставил сложную дилемму перед администрацией Д.Трампа. Суть этой дилеммы была проста: либо скорейшее восстановление экономической активности, невзирая на санитарно-эпидемиологические издержки, либо повышенный приоритет сохранению здоровью подавляющей части американского общества за счет минимизации смертельных случаев и пренебрежения экономическими издержками. Администрация Д.Трампа первоначально встала на путь приоритетной борьбы с коронавирусной пандемией, исходя из того, что США сумеют сравнительно быстро выйти на «плато» заболеваемости, а затем постепенно начнут снижать показатели роста заболеваемости и смертности.

Положительная динамика борьбы с коронавирусной пандемией должна была запустить механизм возвращения американской экономики к обычному режиму функционирования. И, надо сказать, что в целом на «плато» заболеваемости коронавирусом США вышли примерно в середине апреля с.г. 11 апреля в США было зарегистрировано 33,3 тыс. случаев заболевания, что примерно соответствовало среднему количеству заболевших за предыдущую неделю. Поэтому уже 16 апреля Белый дом объявил о Программе постепенного открытия Америки, по сути восстановления экономического активности.

Расчет администрации был предельно прост: чем раньше начнется восстановление американской экономики, тем быстрее она выйдет на показатели устойчивого роста, и тогда осенью президентские выборы можно будет выиграть благодаря стратегии «победы на тренде», т.е. манипулируя показателями экономического роста, внушить американским избирателям представление о том, что «худшие экономические времена позади», и Америку «под дальнейшим руководством» Д.Трампа ждет «светлое экономическое будущее».

«Розовые прогнозы» официальной американской статистики, казалось, подтверждали большую вероятность такого изменения экономической динамики. Так, согласно прогнозу Бюджетного управления Конгресса США (БУК) экономика США достигла «дна» своего падения во втором квартале 2020 г., и поэтому во втором полугодии следует ожидать «отскока», который выразится в темпах роста реального ВВП во втором полугодии на 12,4% (в годовом выражении).

Однако «человек предполагает, а Бог располагает». В конце мая в сценарий «экономического выздоровления» США к ноябрьским выборам вмешалось движение «Черные жизни имеют значение». Американское общество, как и в конце 1960-х годов, оказалось в эпицентре мародерств, актов вандализма, насилий и убийств. Сравнительно быстро массовые выступления афро-американцев и других социальных групп левого толка перешли в один момент в мирное русло, однако беспорядки вернулись. При этом в период с 26 мая по 3 июля на площади и улицы американских городов, преимущественно крупных мегаполисов, вышли от 15 до 26 млн человек. Все правила карантина, самоизоляции и социального дистанцирования были отброшены в сторону, и санитарно-эпидемиологические последствия «бунта на американском корабле» не замедлили сказаться.

С середины июня США накрыла вторая волна коронавирусной пандемии - количество заболевших стало неуклонно расти, устанавливая новые антирекорды заболеваемости: 40,0 тыс. заболевших 25 июня, 51,2 тыс. заболевших 1 июля, 60,0 тыс. заболевших 7 июля и 77,3 тыс. заболевших 16 июля. Количество заболевших уже перевалило за 4,0 млн человек, а число смертей уверенно приближается к отметке в 150 тыс. человек. Америка, как всегда желает, оказалась «впереди планеты всей».

В середине июля в США разразился очередной политический скандал, связанный с тем, что для Белого дома был подготовлен обширный доклад об санитарно-эпидемиологической обстановке во всех американских штатах объемом 359 страниц. Белый дом по каким-то причинам не сделал этот доклад достоянием американской общественности. А из доклада вытекало, что 18 штатов находятся «в красной зоне» с точки зрения масштабов распространения заболевания коронавирусом. В число этих штатов попали Калифорния, Флорида, Алабама, Арканзас, Аризона, Джорджия, Айдахо, Айова, Канзас, Луизиана, Миссисипи, Северная Каролина, Невада, Оклахома, Южная Каролина, Тенесси, Техас и Юта. Перечень этих штатов с точки зрения исхода президентских выборов показывает, что в настоящее время к числу т.н. «колеблющихся штатов», в которых у Д.Трампа и Дж.Байдена есть примерно равные шансы на победу, относятся: Техас (в скобках - количество членов Коллегии выборщиков от данного штата - 38), Флорида (29), Пенсильвания (20). Джорджия (16), Северная Каролина (15), Аризона (11), Айова (6), Невада (6). Иными словами, 141 голос Коллегии выборщиков в принципе может «без проблем» решить исход президентских выборов для любого из кандидатов-претендентов на Белый дом в 2020 г., для победы в которых необходимо набрать 270 голосов выборщиков. И тогда становится понятной логика «сокрытия» данных этого, казалось бы, достаточно невинного документа, имеющего сугубо анитарно-эпидемиологическую направленность - предвыборный штаб Д.Трампа, по всей видимости, всерьез обдумывает проблему использования коронавирусной пандемии в качестве средства поставить под сомнение возможное волеизъявление американских избирателей во многих ключевых штатах в ноябре с.г.

Волеизъявление народа или голоса аристократов?

В середине июля в предвыборном штабе Д.Трампа произошло достаточно резонансное событие: «переплывая пороги президентской гонки», Д.Трамп сменил начальника своего предвыборного штаба. На место Б.Паскаля, который занимал эту должность с февраля 2018 г., т.е. свыше двух с половиной лет, пришел У.Степин. Б.Паскаль был политтехнологом Д.Трампа, начиная 2011 г.; он по-прежнему продолжает работать в предвыборном штабе. Его основная сфера специализации - электронные средства воздействия и связей с американскими избирателями. Именно благодаря стратегии целевого обнаружения и выхода на потенциальных своих избирателей Д.Трамп и стал президентом на президентских выборах 2016 г.

У.Степин также достаточно активно участвовал в президентской кампании 2016 г., работая в предвыборном штате Д.Трампа, а впоследствии работал политическим консультантом Белого дома. Но главное отличие Б.Паскаля от У.Степина состоит в направленности интересов: Б.Паскаль достаточно хорошо известен как общественная фигура, обращенная «к массам». У.Степен предпочитает «действовать исключительно из-за кулис». Но главное достоинство У.Степина состоит в его обширных связях с верхушкой Республиканской партии, что побудило американских аналитиков считать, что Д.Трамп связывает свои надежды на переизбрание не с широкой поддержкой общественности, а, прежде всего, с поддержкой американских элит, ориентированных на Республиканскую партию и близкие к ней круги.

И это обстоятельство заставляет рассматривать возможный сценарий разрешения политического и конституционного кризиса в США в том случае, если по итогам выборов 3 ноября не удастся определить имя следующего президента США. В этом случае вопрос упирается в расклад политических сил на штатном уровне, и вот здесь ситуация в настоящее время складывается явно в пользу республиканцев, которые и могут избрать «делегации республиканского большинства».

В настоящее время республиканцы полностью контролируют исполнительную и законодательную власть в 21 штате; полностью контролируют законодательную ветвь власти в 29 штатах и большую часть палат в двухпалатных законодательных собраниях штатов. Помимо этого, среди почти 7,4 тыс. членов законодательных собраний штатов больше половины также составляют члены Республиканской партии.

Политическая расстановка сил на штатном уровне приводится в таблице.*

Республиканская партия

Демократическая партия

Прочие политические силы

Законодатели (7383 человек)

3834 / 52%

3442 / 47%

107

Палаты (98 палат)

59/60%

39/40%

Законодательный контроль (49 легислатур)

29/59%

19/38%

Двухпартийный контроль над 1-ой легислатурой

Полный контроль над штатом

29/59%

15/31%

13 штатов имеют раздельный контроль

NCSL. State Partisan Composition. March 31, 2020. https://www.ncsl.org/research/about-state-legislatures/partisan-composition.aspx

*Небраска является единственным штатом, имеющим однопалатное законодательное собрание. В настоящее время штат возглавляет губернатор-республиканец П.Рикетт.

Таким образом, если на президентских выборах 2020 г. дело дойдет до голосования «аристократов», как иногда называют членов Коллегии выборщиков, то у республиканцев есть хороший шанс обеспечить Д.Трампу второй срок. Это связано именно c «казуистическим» прочтением статей Конституции, посвященных избранию американского президента. Конституция США специально не оговаривает, что «президент США избирается всеобщим голосованием» - он избирается«выборщиками, которые назначаются под руководством законодательного собрания каждого штата».

Более того, самое удивительное состоит в том, что политическая элита США, возможно, готовится именно к такому сценарию определения исхода президентских выборов 2020 г. 6 июля с.г. Верховный суд США принял беспрецедентное решение, согласно которому власти штатов могут не принимать во внимание и даже заменять членов штатной делегации выборщиков, если они проголосуют вопреки воле рядовых избирателей штата. Это решение Верховного суда принято, исходя из прецедента президентских выборов 2016 г., когда 7 членов Коллегии выборщиков проголосовали вопреки воле избирателей штата. Формально, в условиях возможного сценария, когда члены Коллегии выборщиков будут голосовать в результате «наказа» властей штатов, а не рядовых избирателей, «диссиденты» могут быть произвольно заменены решением губернаторов или штатных легислатур.

Помимо этого, появились сообщения и о том, что в предвыборных штабах и Трампа, и Байдена основную роль начинают играть не политтехнологи, а юристы и правоведы, количество которых уже измеряется «армиями». В США постепенно нарастает ощущение того, что исход президентских выборов 2020 г. будет решаться в судебных органах и правоведами, а не традиционным волеизъявлением избирателей той или иной политической партии.

Непризнание итогов президентских выборов 2020 г. любым из кандидатов на пост президента создает в США ситуацию невиданного в американской истории конституционного кризиса, который может необратимо сотрясти основы американского демократического устройства. В ситуации до предела накаленных страстей в современном американском обществе многие политологи и не исключают возникновение длительного периода хаоса, гражданских беспорядков, в том числе, и с применением оружия.

Следует иметь в виду, что мировые фондовые рынки могут крайне негативно отреагировать на возможный конституционный кризис в США, опрокинув мировую экономику, опрокинув её в ещё более глубокий социально-экономический кризис.

Читайте другие материалы журнала "Международная жизнь" на нашем сайте.