Если мы хотим контакта с подростками, нужно быть с ними честными. Но ещё важнее быть честными с собой. Сделать вид, что тёмных сторон у нас нет всё равно не получится. Подросток - неудобное существо, смущающее мрачностью, и цинизмом, и нонконформизмом, и... беззащитное перед миром, живущее со страхом перед взрослыми требованиями и неопределенностью будущего, и пронзительным ощущением одиночества. Таковы наши взрослеющие дети. И если вспомнить, что такими же были и мы, остаётся обнять и плакать.
Хотя, конечно, есть и разница между поколениями, как же без нее.
Попробуем увидеть сходство и различия с книжками, которые раскрывают душу подростка.
Арнар Маур Арнгримсон. Сага о юном Сёльви
История исландского подростка не столько любопытная экзотика, сколько понятная и близкая проблема: высшее образование! - уверены родители. Ну, а как ещё?
Сам Сёльви думает другое. Что-то, что сделает жизнь если не счастливой, так хоть приемлемой. Утопия, конечно. Так не бывает - стало быть, только музыка. И даже здесь он всеми силами избегает действий. Музыка для этого парня - укрытие. Наркоз, чтобы жизнь стала сном. Сёльви всех ненавидит и ни во что не верит. Всё, что ему остаётся, покориться родительскому решению - уехать в деревню к бабушке. Без гаджетов и почти без связи с друзьями.
Родители и сами не очень верят, что из этого получится что-то путное. Это и жест отчаяния, и надежда на чудо, и ещё больше - усталость.
Всё верно. Родительские компетенции подошли к концу - вместе с властью.
Пришло время самому принимать решения.
Дарья Варденбург. Марта с черепами
Дарья Варденбург не приглаживает реальность: развод родителей Марты из-за разных взглядов на жизнь. Старенькая больная бабушка, начавшая чудить. И переход Марты из престижной школы в обычную вопреки маминым планам. Одним словом, ничего необычного в этом рассказе от первого лица нет. Тройка старшеклассников, репетирующих танец для школьного конкурса, с их зарождающейся дружбой - дружбой вопреки тому, что и дружба-то встречается редко (так ведь?) - и здесь тоже всё так, как в реальности. Дело не в том, что происходит, а в том, как на это смотреть. Взгляд Марты - ирония и сарказм. Унывать не в её характере. Любить во всю силу - вот это по её.
Яркость, темперамент, душевное тепло - и никаких компромиссов.
Таким будет старт во взрослую жизнь.
Лариса Романовская. Сиблинги
В этой повести отчётливо ощущается дух Стругацких, Кира Булычева и крапивинских повестей, неуловимое присутствие Лемма и Азимова. Институт времени, в котором пытаются осторожно подправить чужое неудачное прошлое - как знакомо! И в то же время совершенно по-новому.
Вот шестиклассник Женька попадает в эксперимент. Девять детей и подростков (это они называют себя сиблингами) изъяли из реальной жизни и сделали супергероями... ну, почти. Эти ребята способны влиять на события, состоявшиеся в прошлом: могут кого-то спасти, кому-то помочь! Только в свою собственную реальность никому из них вмешиваться нельзя, иначе... никто не знает, что будет «иначе».
Привет современным подросткам от повзрослевшего поколения "Гостьи из будущего".