Из воспоминаний Седёлкина В.В.
В апреле 42-го второй раз попал на передовую. Меня определили в снайперское гнездо, приобрел напарника и учителя. Снова оборона Мекензиевых гор. Вооружили снайперской винтовкой и биноклем. Охотился первое время с позиций боевого охранения, но меня бойцы выгнали. Своим огнем мог выдать позиции боевого охранения, мог вызвать минометный огонь. Так начинались мои снайперские будни.
Движение стрелков в армии ширилось. Первое время немцы на наших глазах по большому оправлялись, всячески кривлялись. Все кто хорошо стрелял стали снайперами. Немцы из своих окопов уже не показывались, все время держались настороже. В открытую перестали показываться, трудно стало находить цели.
Стал утром высматривать блики на солнце, когда противник вел наблюдение. Где немецкий наблюдатель сидит и наблюдает. Сразу свой бинокль прилаживаешь и смотришь. Винтовка обычно на козле сидит, треножники специальные изготавливали.
В свой первый самостоятельный выход обнаружил наблюдателей в немецких окопах. Стал внимательно наблюдать, движение есть, несколько человек в окопе. Прицелился и выстрелил на блеск бинокля. Увидел как каска упала, на том месте забегали каски и пилотки. Было далековато, но он не один был, рядом с ним стояли другие. Ранил или убил не знаю.
Следующий выход был менее удачен, так же обнаружил противника. Произвел выстрел, второй. У немцев тоже наблюдатели работали, сидели в разных точках и засекали местонахождение снайпера. Очень точно определяли место стрелка. В этот раз угодил под минометный огонь, с большим трудом ушел. Стал осторожным.
Своих товарищей просил в окопе пошуметь, сделать несколько выстрелов в направлении противника. Немцы на этот огонь отвечали, а под этот шум уходил. Был кусок фанеры с нарисованным лицом, при необходимости показывал своим товарищам, они открывали огонь. Под этот шум иногда работал. Таким образом меня немцы не могли засечь. У противника к тому появилась довольно точная слуховая аппаратура, на каждый выстрел довольно точно реагировали. Вот и приходилось прикрываться выстрелами товарищей.
В один из выходов уничтожил двух немцев. В снайперском гнезде был даже телефон, перед гнездом спираль Бруно с консервными банками, так просто не взять. Стрелял в тот момент со ската в окоп, бил через спираль. Пока фрицы разбирались, удалось и второго завалить.
В гнезде по телефону доложил, а новый политрук мне не верит. Не поверил, что двух немцев завалил сразу. День стоял солнечный, немцев хорошо видно. Политрук решил все своими глазами увидеть. Отговаривал, говорил не надо. Просил его до вечера подождать, но он в никакую. Уверенный такой, немецкого огня не боится. Дорожка в гнездо прямо по телефонному проводу проходит. Политрук через кусты пошел, его немцы засекли. Сразу минометы ударили, убили наповал. Похоронили недалеко от озера.
Практически все время в гнезде проводил. Несколько раз вызывали в штаб бригады. Смотрели в клубе-землянке кино. Проходили совещания по обмену опытом. Перед нами выступала Павлюченко, все делились опытом. Как маскироваться надо. Работал снайпером до июня 42-го. В своей тетради было двенадцать записей, но не всегда убитые. Точно не возможно узнать.
Самое большое число убитых при немецкой атаке, убиваешь всех кто вперед рвется. Снимал и орудийный расчет полностью. В Камышловской балке при наступлении один расстрелял расчет орудия. Подорвал орудие, попал по снарядным ящикам. Немцы готовились уничтожить наш дот, а их взрывом разметало в стороны.
В июне 42-го немцы прекратили обстреливать передовую, тяжелая артиллерия и авиация обрабатывала город. Наиболее сильный обстрел по ночам. Немцы подвезли много боеприпасов, стремились полностью разрушить город, парализовать все тылы.
06.07.1942 г. немцы стали убирать проволоку и спирали, готовили проходы для техники. Получил приказ отходить с наблюдательного пункта. В гору над мостом наши вмонтировали морские мины и нестандартные заряды. Все должно было взрываться только при падении, умельцы-минеры специальные взрыватели изготовили. Хороший проход на наши позиции был с сюрпризом.
Весь день бомбили город и обстреливали. Все у них было готово к наступлению, но и наша разведка не дремала. Врезала наша артиллерия по скопившимся немцам. Потом противник открыл огонь, вся передовая покрылась разрывами. Двойная канонада с обеих сторон. Стали готовиться отбивать атаку. Тут прогремела серия мощных взрывов. Вот в проходах на немецкие танки посыпались морские мины, грохот стоял очень сильный. Все немецкие танки были минами уничтожены. Все это хитрое минирование нас в первый день штурма спасло. Проход для немецкой техники заблокирован, наступление сразу застопорилось.
Три немецкие машины все таки прошли, они углублялись в балку, там есть отрог в направлении города. Стала стекаться немецкая пехота за танками. Немцы наши минные поля обстреляли, многие мины детонировали. Они рассчитывали, что нас на передовой осталось мало.
И вот следующая картина. Три танка идут вглубь нашей обороны, а дальше строем топают фрицы. Буквально как на параде идут. Надеялись, что мы все погибли. Свои места заняли. Раненые стали помогать перезаряжать. По танку огонь из противотанкового ружья открыли, все остальные залпами стреляли по массе немецких солдат за танком.
Немцы по сторонам разбегаются, многие на месте остались. Стреляли практически в упор, но немцы нас массой завалили. Соседи хорошо в этот момент выручили, помогли внезапным огнем. С большим трудом атаку отбили, снова артиллерийский обстрел. Очень много немецкой артиллерии работало. На нашем направлении в первый день немцы не продвинулись.
Все перевернули артиллерией, несколько раз пытались нас выбить. Стали применять только штурмовые группы. Именно в тот момент подорвал орудие. Вечером пришел приказ на отход.
Всю ночь немцы передний край обрабатывали, не давали поспать. Утром немцы цепями пошли в атаку. Непрерывно вели огонь, не давали головы поднять. Хорошо к наступлению подготовились, все устроено и отлажено. Немцы падали, но продолжали надвигаться массой. Уже к нам приближаются, скоро гранатами закидают. Непрерывно из всего шпарят...
Из-за спины прозвучал странный звук "фур-фур". На противника полетели длинные струи огня. Немцы на наших глазах вспыхивали, бежали в разные стороны живыми факелами. Фугасные минометы отработали. Красиво на горящих немцев смотреть, вся масса к тому же пьяная. После этого огня противник побежал.
Ночью отошли на более подготовленные позиции. Уже в добротные траншеи, там уже стояли пехотные части. Немцы на следующий день шли небольшими группами, передвигались только перебежками. Отбивали.
Увидел первый раз применение "Катюши", видел огромную площадь поражения. Немцы сразу беспорядочно откатились. День и ночь немцы вели стрельбу, стала сказываться нехватка боеприпасов. Немцы так же выдохлись, нагло не атаковали. Воевал до ранения. Дальше был плен...
ДРУГИЕ СТАТЬИ КАНАЛА:
РАЗВЕДКА,РАЗВЕДКА И ЕЩЕ РАЗ РАЗВЕДКА!
ПУЛИ СТАЛИ ПРОШИВАТЬ ПОТОЛОК, НЕМЦЫ ИЗ ОКНА ВЫПРЫГНУЛИ
МОГЛИ СПИСАТЬ НА БОЕВЫЕ ПОТЕРИ
Если Вам было интересно, нажмите пожалуйста-"нравится" и подпишитесь на канал. Это лучшая поддержка для него. Спасибо за ваше внимание и время.