В таких мультфильмах, как «Дети против волшебников», «Необыкновенное путешествие Серафимы» или «Это мой выбор» есть одна неочевидная проблема. Её даже можно назвать лицемерием, хотя, скорее всего, это лицемерие неумышленное.
И речь идёт не о пропаганде православие, нападках на СССР, воинственном настрое и кривой графике. Речь о самом сюжете этих мультфильмах.
Вспомним, как обычно строятся жития святых:
- У человека есть какая-то проблема, он обращается к Богу.
- Иногда Бог откликается и даёт чудо. Но не всегда. Или появляется новая проблема.
- В итоге человек умирает и попадает в рай. Часто остаются святые мощи и происходят посмертные чудеса.
И эти «посмертные чудеса» - важнейшая часть! Суть этих историй – показать, что земная жизнь – это не так важно, важнее жизнь загробная. Не важно, что ты здесь умрёшь или потеряешь всех близких, ведь в итоге ты попадёшь к Богу.
Так, например, можно вспомнить "Житие Бориса и Глеба". И Борис, и Глеб, умерли, не сопротивляясь убийцам. Главное, что перед смертью они помолились. Поэтому попали на небеса, стали святыми, а на Земле после их смерти начали происходить разные чудеса с их телами.
И даже христианское фентези "Хроники Нарнии" заканчивается тем, что герои умирают! Но это хорошо, ведь теперь они могут уйти в мир Аслана!
А что нам показывают в мультфильмах?
- Герой сталкивается с проблемой. Порой даже очень серьёзной, неразрешимой!
- Просит Бога о помощи.
- Бог в ту же минуту откликается и спасает героя и всех его друзей, даже нарушая законы физики и логики.
Хеппи-енд. Никто не умер.
То есть, основы духовного учения, где земная жизнь – всего лишь подготовка к жизни в раю, летят к чёртовой бабушке. А Бог становится этаким волшебником, который разруливает проблемы главных героев. Крестики из символа веры превращаются в волшебные палочки. И вот вера уже ничем не отличается от обычного волшебства. Забавно, что при этом создатели и любители таких вот «православных» мультфильмов критикуют того же «Гарри Поттера» за магию. А в чём, собственно, разница?
Хотите православный мультфильм? Тогда он должен выглядеть так:
- Серафима погибла, прыгая с лестницы, и попала в рай. Или же она оказалась в ГУЛАГе и умерла там от голода, но до самого конца верила бы в Бога.
- Царицин с друзьями разбились бы на самолёте.
- Мужик должен был отказаться казнить писаря и умереть вместе с ним. Естественно, потом попав в рай.
Но так не сделают. Почему? Потому что мультики для детей, а дети у нас - нежные и ранимые. Им даже "Конька-Горбунка" читать теперь боязно. Смерть главного героя или его друзей в детском мультике - это что-то неприемлемое!
Даже в "Крепость: щитом и мечом" главного героя оставили в живых, хотя его смерть была более чем логичной, да и сам мультик не такой уж детский. И, хотя на православие он не претендовал, такой вот финал вызвал неприятие у многих зрителей: "Герой должен был погибнуть, пожертвовать собой ради победы!"
Увы, если показать в "православном" мультике всё, как есть, многим детям не понравится такой финал. Не понравится сам мультик. Не очень приятное впечатление останется о православии. А авторы не этого хотят. Вот и обещают деткам чудеса, приключения и доброго волшебного Бога, который им всегда и во всём поможет. В этой жизни, не на том свету.
Получается, что авторы не совсем искренни перед юными зрителями...