Найти тему
Ведьма-мачеха

Проблема «православных» мультфильмов

В таких мультфильмах, как «Дети против волшебников», «Необыкновенное путешествие Серафимы» или «Это мой выбор» есть одна неочевидная проблема. Её даже можно назвать лицемерием, хотя, скорее всего, это лицемерие неумышленное.

"Это мой выбор" - красивая короткометражка о вере в Бога.
"Это мой выбор" - красивая короткометражка о вере в Бога.

И речь идёт не о пропаганде православие, нападках на СССР, воинственном настрое и кривой графике. Речь о самом сюжете этих мультфильмах.

Вспомним, как обычно строятся жития святых:

  • У человека есть какая-то проблема, он обращается к Богу.
  • Иногда Бог откликается и даёт чудо. Но не всегда. Или появляется новая проблема.
  • В итоге человек умирает и попадает в рай. Часто остаются святые мощи и происходят посмертные чудеса.

И эти «посмертные чудеса» - важнейшая часть! Суть этих историй – показать, что земная жизнь – это не так важно, важнее жизнь загробная. Не важно, что ты здесь умрёшь или потеряешь всех близких, ведь в итоге ты попадёшь к Богу.

Так, например, можно вспомнить "Житие Бориса и Глеба". И Борис, и Глеб, умерли, не сопротивляясь убийцам. Главное, что перед смертью они помолились. Поэтому попали на небеса, стали святыми, а на Земле после их смерти начали происходить разные чудеса с их телами.

И даже христианское фентези "Хроники Нарнии" заканчивается тем, что герои умирают! Но это хорошо, ведь теперь они могут уйти в мир Аслана!

А что нам показывают в мультфильмах?

  • Герой сталкивается с проблемой. Порой даже очень серьёзной, неразрешимой!
  • Просит Бога о помощи.
  • Бог в ту же минуту откликается и спасает героя и всех его друзей, даже нарушая законы физики и логики.

Хеппи-енд. Никто не умер.

То есть, основы духовного учения, где земная жизнь – всего лишь подготовка к жизни в раю, летят к чёртовой бабушке. А Бог становится этаким волшебником, который разруливает проблемы главных героев. Крестики из символа веры превращаются в волшебные палочки. И вот вера уже ничем не отличается от обычного волшебства. Забавно, что при этом создатели и любители таких вот «православных» мультфильмов критикуют того же «Гарри Поттера» за магию. А в чём, собственно, разница?

А это кто? Шестикрылый серафим? Патронус? Мифический огонёк из "Храбрая сердцем"?
А это кто? Шестикрылый серафим? Патронус? Мифический огонёк из "Храбрая сердцем"?

Хотите православный мультфильм? Тогда он должен выглядеть так:

  • Серафима погибла, прыгая с лестницы, и попала в рай. Или же она оказалась в ГУЛАГе и умерла там от голода, но до самого конца верила бы в Бога.
  • Царицин с друзьями разбились бы на самолёте.
  • Мужик должен был отказаться казнить писаря и умереть вместе с ним. Естественно, потом попав в рай.
На молитву священника в Югославии Бог не откликнулся, а на молитву ребят в самолёте - тут же откликнулся. Странно...
На молитву священника в Югославии Бог не откликнулся, а на молитву ребят в самолёте - тут же откликнулся. Странно...

Но так не сделают. Почему? Потому что мультики для детей, а дети у нас - нежные и ранимые. Им даже "Конька-Горбунка" читать теперь боязно. Смерть главного героя или его друзей в детском мультике - это что-то неприемлемое!

Даже в "Крепость: щитом и мечом" главного героя оставили в живых, хотя его смерть была более чем логичной, да и сам мультик не такой уж детский. И, хотя на православие он не претендовал, такой вот финал вызвал неприятие у многих зрителей: "Герой должен был погибнуть, пожертвовать собой ради победы!"

Увы, если показать в "православном" мультике всё, как есть, многим детям не понравится такой финал. Не понравится сам мультик. Не очень приятное впечатление останется о православии. А авторы не этого хотят. Вот и обещают деткам чудеса, приключения и доброго волшебного Бога, который им всегда и во всём поможет. В этой жизни, не на том свету.

Получается, что авторы не совсем искренни перед юными зрителями...