В византийском Стамбуле сохранились храмы, более древние, чем Айя-София.
Но начнём мы с Айя-Софии – Премудрости Божией – величайшего памятника Византии.
Этот храм 916 лет был христианским. В течение 481 года – мусульманским после захвата османами Константинополя.
С 1934 г. Святая София стала музеем по решению Ататюрка и с 15 июля 2020 г. «великий турецкий султан» Эрдоган снова сделал храм мусульманским. 28 июля в христианском храме Святой Софии прошел первый мусульманский намаз в 2020 году.
Двор храма усыпан мраморными осколками.
У пункта билетного контроля стоит постамент от статуи с надписью «Эсхин». Это была статуя афинского оратора. Она украшала бани Зевксиппа, расположенные совсем рядом с Айя-Софией.
Пройдя контроль, вы увидите цоколь порфировой колонны из тёмно-красного египетского камня. На этом постаменте была установлена серебряная статуя императрицы Евдоксии. Изначально статуя стояла на площади Питтакия. По легенде вокруг её проходили народные гуляния, бесстыдные пляски громко пели и тем самым мешали епископу Константинополя Иоанну Хризостому служить литургию. Это послужил поводом для конфликта между епископом и императором Аркадием, мужем Евдоксии. Епископ был изгнан и мер в ссылке.
На цоколе видны две надписи. Одна греческая: « Посмотри на царскую колонну из порфира и серебра, там, где владыки творят в Городе справедливость. Если спросишь имя, знай (оно) Евдоксия. Кто поставил? Наилучший эпарх Симпликий, отпрыск великих консулов».
Латинская надпись короче: «Владычице Элии Евдоксии вечно августейшей поставил Симпликий, префект Города».
Далее по пути к храму справа можно увидеть пристройки к собору, построенные в византийские времена.
На стенах видны много арок сохранившихся от каких-то сводчатых помещений. Здесь был Патриарший дворец.
Перед входом в храм в византийское время был Атриум – окружённый колоннадой двор площадью 1547 кв.м.
От него осталась только небольшая часть стены, включённая в основание северо-западного минарета. Он находится слева.
В центре атриума был фонтан в окружении восьми кипарисов. Фонтан представлял собой круглую каменную чашу с куполом. На праздник Богоявления в него погружали кресты. Вокруг разбросаны многочисленные археологические фрагменты. Некоторые из них не имеют отношения к храму. Например, циклопическая база из-под исчезнувшей триумфальной колонны. Она была доставлена из Эвдомона, который находится за городскими стенами.
На ней латинская надпись: «Наш господин Феодосий, благочестивый, счастливый и августейший император, и могущественнейший триумфатор над варварскими народами, постоянный и повсеместный победитель, благодаря сестринским обетам, замирив всю Римскую империю, вознёсся высоко».
Здесь говориться об императоре Феодосии II, который начал религиозную войну с Персией под влиянием своей набожной старшей сестры Пульхерии в 421 году.
Слева от входа есть большой археологический раскоп, на дне которого просматривается монументальный портал предыдущей Св. Софии. Храм был построен в 415 году.
Портал был выдержан в классическом стиле. Все фрагменты его украшены эллинистическими орнаментами. Изредка они включают в себя христианские символы. За входом под полом сегодняшнего собора скрыты остатки огромного пятинефного храма.
К северу от храма стоит забор, за которым ведутся раскопки. Если заглянуть, можно увидеть фундаменты примыкавшей к храму Патриаршей школы, где составлялись пасхальные таблицы.
Нынешний храм Св. Софии был построен императором Юстинианом в память о восстании Ника в 532 г. Тогда было перебито 30 000 горожан, а храм Феодосия сгорел.
Со всех концов страны в Константинополь свозились цветной мрамор и колоны, выломанные из языческих святилищ. Строительство велось двумя бригадами по 5000 человек во главе с 50-ю мастерами.
Вот что писал о храме Прокопий Кесарийский: «Эта церковь представляет собой изумительное зрелище, невероятное для тех, кто видел, и неправдоподобное для тех, кто слышал. Она вздымается до небес и, словно всплывая ввысь над окружающими постройками, склоняется над остальным городом».
Конечно храм не производит того впечатления, как при Прокопии. Храм 600 лет был самым высоким сооружением в мире (не считая египетских пирамид).
Только в 1311 году Св. Софию превзошел по высоте Линкольнский кафедрал.
По высоте внутреннего пространства храм держал первенство 900 лет. В 1436 г. появился знаменитый флорентийский Дуомо.
Из-за османских минаретов нынешнее здание не кажется таким уж высоким. К тому же впечатление от храма во многом определяют, пристроенные к нему, мощные контрфорсы. Они служат не только для защиты здания от землетрясений.
Несмотря на продуманный до мельчайших деталей расчёт архитекторов, огромная тяжесть купола оказывает чудовищное давление и стены и колонны стали выдавливаться наружу.
Контрфорсы остановили разрушение собора. Самые ранние из них построены в IX-X веках с западной стороны и имеют форму арок и мостиков.
Остальные контрфорсы были построены Андроником Палеологом в XIV веке.
Мехмет Завоеватель возвёл еще контрфорсы у юго-восточного угла храма и построил первый минарет.
Минареты искажают вид храма. Но и в византийское время к храму было пристроено множество помещений, соединённых внутренними переходами.
Сейчас в собор входят через западные двери.
Но в Константинополе, по крайней мере, начиная с VII века, они открывались только по большим праздникам.
В обычные дни в храм входили через юго-западный вестибюль, через который сегодня выходят из собора.
Прежде, чем войти в храм, обойдите самый южный контрфорс. Вы увидите зарешеченную дверцу, за которой виден колодец глубиной 14,5 метров. Испанский
Посол Гонсалес де Клавихо, посетивший Константинополь в 1403 г. писал: «В Св. Софии под землёй находится очень большая цистерна, в которой могут плавать десятки кораблей».
Но пока под собором обнаружена совсем небольшая емкость.
Подписывайтесь на канал, ставьте лайки и пишите комментарии.