До 2014 года в г. Рязань существовал завод СТРОЙМАШЦЕНТР С синенькой такой эмблемкой (ссылку на сайт давать не буду, там обман сейчас). И выпускал он тогда много строительного оборудования. Растворонасосы СО-241, электрические растворонасосы с компрессором СО-242 , дизельные растворонасосы СО-243 и даже бетононасосы и много, много маленьких насосиков для жидких растворов. Но сегодня поговорим о растворонасосе СО-243. Этот пневмонагнетатель в своё время был первым оборудованием многих начинающих компаний на поприще ремонта. Устраивала и цена и технические параметры. И так вспоминаем дизельный СО-243:
Растворонасос по выставляемым заводом производителем данным должен был бы.
- Иметь производительность от 3 до 5м3 в час,
- Высоту подачи до 70 и до 200 метров в горизонт,
- Дизельный двигатель Perkins или Deuts или даже Hatz.
- Компрессор ROTORCOMP NK100G с производительностью в 4,2 м3/мин.,
- Растворонасос имел гидравлический привод смесительного бункера,
- На шасси с общим весом 1800 кг.
В кратце предложение на него выглядело бы так тогда и дополнительных вопросов не поступало. На заводе (со слов менеджеров) даже была очередь на его производство и нужно было вносить предоплату и ждать от одного до двух месяцев своей очереди! Что делать! говорили многие и покорно ждали. Когда же получали свою купленную игрушку, то начинали удивляться, но куда деваться - то! Оно было уже своё родное, честно выжданное!
Центровка была ужаснейшая. Работать для владельцев с краном был всегда страшный момент! Растворонасос намеревался всегда упасть.
Внешне он был квадратным монстром. Большой не пропорциональный бункер резко выделялся и портил всю геометрию оборудования. Воронка была приделана на честное слово, и на 3 или 4 й день работы надо было её переделывать.
Спускной клапан давления представлял из себя самый простой дёшёвый китайский шаровый кран. Который лучше было бы менять сразу ( улетал на раз, два). Табличка с порядковым номером была приклеена на бочку и после первого касания с песком терялась на земле (а без заводской таблички гарантия не признавалась).
Гидравлический мотор привода смесительного бункера не имел защиты и весь песок просыпался на него. Центральной системы смазки не было и смазывающие тавотницы находились на внешних фланцах. Достать до них не всегда было легко. А смазывать надо!
Растворонасос Со-243 имел панель управления. которая вызывала уважение датчиками, кнопочками и манометрами.
Оператор мог себя представлять управленцем "Пепелаца". Датчик мото часов уже скоро выходил из строя, манометры разбивались, из-за частого вмешательства электриков - лапочки не работали. Но с растворонасосами на которых был установлен двигатель Hatz был ещё один огромный прибамбас. Но это чуть позже.
Владелец первый раз поднимал крышку капота Какая она была тяжёлая! Амортизаторы ломались через неделю. Удержать металлический капот было не реально и многие его просто бросали!
Увидеть силовой блок и компрессор - они то точно должны будут приносить бабло. Что он видел:
С двигателем DEUTZ .
С двигателем HATZ
С двигателем Perkins мне увидеть эту модель не удалось! Буду признателен если кто пришлёт фото.
Иностранные двигателя - к ним было не придраться. Чётко! Сурово и честно! Компрессор тоже вызывал уважуху - это ведь был ROTORCOMP NK100G! Соединялся компрессор с двигателем через муфту, которая используется на катерах и разлеталась она довольно таки очень быстро! поэтому иметь в запасе минимум 1 штуку надо было! С системой охлаждения был такой казус. Масляный радиатор охлаждался спаренными вентиляторами от ЛАДЫ НИВЫ. Датчик температуры очень часто выходил из строя и их замыкали сразу и напрямую. С момента запуска двигателя они работали без остановки. Растворонасос постоянно гудел!
Но для ремонта это была очень доступная машина. хотя кроме одного НО! который я должен рассказать о двигателе HATZ. Он устанавливался в корпус один раз и наверное навечно:
Поменять фильтр на нем без подъёма двигателя или снятия топливного бака было не реально. Фильтр упирался а топливный бак, наглухо. Все запросы на завод инженерам не имели успеха.
Еще одним интересным фактом с двигателем HATZ на растворонасосе СО-243 был отдельный блок запуска двигателя который располагался под капотом на корпусе (середина справа на фото).
Что получалось с первых запусков. Нужно было поднять крышку, запустить двигатель поворотом ключа. А в повёрнутом состоянии он как раз становиться на пути закрывающегося капота и происходит его облом в замке! Это была ПРОБЛЕМА! Решений проблем заводам не принималось! Электрики переносили этот блок управления, сразу после слома ключа в замке зажигания.
В целом если рассматривать этот пневмонагнетатель на тот момент как инструмент для начала работы, то это было самое то! Немецкие новые стоили очень дорого! Б/у растворонасосы еще не начали так массированно возить. А покупать даже и такой было выгодно! Не смотря даже на присутствие гидравлической системы, которая очень часто парила мозги, была проблемой владельца (иногда работники или конкуренты могли насыпать песка в систему). Ломались вентиляторы, горела электрика. Но надо было работать и делать стяжку, а тогда за 1 м только за работы могли платить до 600 рублей за 1 м2 без материала. Надо было пахать, пахать и пахать!
В 2014 году заводу из-за неграмотного управления пришёл 3,14 .., он остановился и погряз в судебных делах. Успев кинуть пол страны на деньги за не поставленное оборудование. Директор Скворцова ушла красиво, не поговорив не с одним клиентом... Закрылся завод и ушёл в прошлое этот насос, который стал для многих компаний стартом на рынке строительного бизнеса. Некоторые растворонасосы можно увидеть работающие и сейчас.
Спасибо, что дочитали материал. Поставьте лайк и если есть, что сказать комментарий! Это помогает нам в работе! Подписывайтесь мы работаем для Вас!
Статья создана по архивным материалам компании Евротех и сайта: https://rustehbeton.ru/
Большая благодарность компании ТехНави г. Рязань и отдельно Требесову Андрею.