Найти в Дзене
КИНОМАННА

Словарик киноведа. Персонаж-функция, вспомогательный персонаж и второстепенный персонаж. В чем разница?

Оглавление

Новая рубрика в блоге: "Словарик киноведа". Здесь я попытаюсь простыми и доступными словами объяснить некоторые киноведческие термины (и вы ничего не сможете с этим сделать). Если вы поддержите мою первую попытку во что-то серьезное, то в следующий раз я разберу термины посложнее. А сейчас...

Градация интересности персонажа

Существует три основных типа "массовки", то есть персонажей, чье время на экране значительно уступает времени главных героев:

1) персонаж-функция

2) вспомогательный персонаж

3) второстепенный персонаж.

Что это такое персонаж-функция?

Персонаж-функция — такой тип персонажа, который существует в сюжете только лишь для того, чтобы выполнить свою функцию (как неожиданно, правда?).

Он может как-то повлиять на мотивацию главных героев, продвинуть сюжет или показать, как работает в картине тот или иной загадочный артефакт, чтобы его воздействие было наглядным. Такой персонаж может обладать не более чем одной чертой характера, чтобы хоть как-то выделяться среди остальных, но вряд ли вы запомните его после того, как он выполнит свою киношную цель (чаще всего персонажи-функции самовыпиливаются).

Нова из "Пушек Акимбо". Типичная принцесса в беде, которую нужно спасти. В этом ее функция.
Нова из "Пушек Акимбо". Типичная принцесса в беде, которую нужно спасти. В этом ее функция.

Примеры

1) Влияние персонажа-функции на главного героя.

Помните такую классную антиутопию "Время" (режиссер Эндрю Никкола) с отвратительной концовкой? Ну, там еще снимались Джастин Тимберлейк и Аманда Сайфред? Для тех, кто не смотрел, объясню.

-3

В мире этой картины время стало валютой: хочешь в баре выпить — с тебя час, за счета заплатить — готовь несколько дней. Главный герой Уилл и его мать Рейчел (Оливия Уайлд) живут в бедности, пусть на счету и каждая минута. После того, как Уилл умудряется разбогатеть, он драматично бежит к своей матери, чтобы передать ей время. Проезд на автобусе стоит два часа, Рейчел осталось жить полтора, она вынуждена идти пешком. Разумеется, Уилл не успевает, и его мать умирает спустя секунду после того, как встречает свое чадо. Главный герой не успевает спасти жизнь самому дорогому человеку на свете из-за жестокой системы, и это дает ему мотивацию стать этаким Робином Гудом и устроить революцию.

-4

Мы мало что знаем о Рейчел. Да, она любит сына и старается на работе (ну камон, это нужно для сюжета больше, чем для раскрытия персонажа), у нее определенно есть чувство юмора. Но, к сожалению, она в фильме исключительно для того, чтобы умереть и смотивировать Уилла (ну и, вероятно, выдавить слезинку из зрителя). Может, она увлекается борьбой крав-мага, обожает пионы и вышивает крестиком, но нам не нужно это знать. Это лишняя информация о персонаже-функции, утяжеляющая повествование.

2) Влияние персонажа-функции на сюжет

Софи Фаталь (Жюли Дрейфус), верная соратница и переводчица О-Рен Ишии из "Убить Билла" (режиссер Квентин Тарантино) по сути является персонажем-функцией. После эпичного поединка между О-Рен (Люси Лью) и Беатрикс Киддо (Ума Турман), последняя увозит Софи из ночного клуба и пытает женщину, чтобы та рассказала ей нужную информацию о членах "Отряда смертоносных гадюк". Беатрикс оставляет переводчицу в живых, и в конце первого фильма ее в больнице навещает Билл. От Софи он узнает, что Невеста жива и собирается отомстить всем, кто ее предал.

И вот зачем этому солнышку надо было руку отрубать?
И вот зачем этому солнышку надо было руку отрубать?

Влияние Софи на сюжет: именно с помощью информации, полученной от нее, Беатрикс смогла найти остальных наемников, а Билл подготовиться к битве со своей бывшей.

-6

3) Демонстрация работы некоего артефакта на персонаже-функции

Помните "Отряд самоубийц" (режиссер Дэвид Эйер)? Конечно же помните. А помните Слипкнота (Адам Бич)? И я не помню толком. Ну и пофиг, главное, что он по глупости повелся на провокацию и показал зрителям и героям, что взрывчатка в шее наемников реальна и вполне может сдетонировать.

Вот он, этот чудик.
Вот он, этот чудик.

Или рабыня Карина (Офелия Ловибонд) из "Стражей галактики" (режиссер Джеймс Ганн), которая демонстрирует героям и зрителям, которые выходили в туалет во время лекции Коллекционера, что смертным лучше не трогать Камень Силы голыми ручками.

Советуем слушать лекции преподавателей до конца
Советуем слушать лекции преподавателей до конца

К такому же типу персонажей-функций относится массовка слэшеров, этакий расходный материал для маньяка/монстра/неведомой потусторонней фигни, которых укокошат до эпичной встречи с главным героем.

Например, вот эти голубчики из "Зловещих мертвецов" (режиссер Сэм Рейми).
Например, вот эти голубчики из "Зловещих мертвецов" (режиссер Сэм Рейми).

Вспомогательный персонаж

Иногда персонажа-функцию повышают до вспомогательного персонажа (для него это большая честь). Это значит, что автор удосужился дать ему больше одной черты характера и какую-то индивидуальность. То есть, его можно немного выделить среди остальной массовки. К примеру, из-за интересной внешности, манеры речи, увлечений.

Я не запомнила ни одного бешеного сюжетного поворота в "Явлении" (режиссер М. Найт Шьямалан), но я, блин, запомнила две вещи из этого фильма. Первая - Шьямалан может заставить странно играть даже таких актеров как Мэтт Деймон и Зоуи Дешанель. Вторая - я на всю жизнь сохраню в памяти то, что этот чувак на фото странный и он любит хот-доги, потому что его мании в фильме посвящено несколько сцен. Весьма щедро для вспомогательного персонажа.

-10

Сложности создания персонажей. Второстепенные герои.

Иногда персонажами-функциями презрительно называют попросту неудавшихся героев, на которых, проще говоря, наплевать. Разумеется, что у каждого персонажа в картине есть своя функция: друг, учитель, любовный интерес, соперник и т. д. Но дурным тоном считается, если именно этой функцией и исчерпывается весь характер героя. Особенно если это один из значимых героев и особенно если предполагается, что происходящее с ним должно тронуть зрителя.

Например, то, что происходит с Биллом Паргрейвом (Дэвид Хэйг) в сериале "Убивая Еву" (шоураннер Фиби Уоллер-Бридж) довольно-таки интересно из-за превосходно выстроенной динамики отношений с главной героиней. Он забавен, мягок, интеллигентен, иногда чересчур самоуверен, но вместе с тем он опытный разведчик, классный отец и друг. Билл прежде всего персонаж, а не функция.

-11
У него есть характер и влияние на главного героя. Это именно та самая точка, в которой персонаж-функция или вспомогательный персонаж становится второстепенным. В чем главное отличие? Второстепенный герой эволюционирует в течение сериала/кино/мультфильма.

Билл понял, что нельзя недооценивать противницу Вилланель, пусть и в последнюю секунду. А тот же Слипкнот... ну умер и умер, чего бубнить-то?

Итак, если вам нравится подобный формат, то, пожалуйста, поставьте лайк. Это будет означать, что вам нравятся такие разборы) Хорошего дня!

-12