Никита Сергеевич Михалков – выдающийся советский и российский режиссер, общественный деятель, деятель культуры и искусства. Но в последнее время, мне кажется, этого человека несет куда-то не в ту сторону.
И началось это довольно давно. Еще, наверное, годах в 90-х. Размышляю, как получилось, что всеми любимый народный режиссер внезапно превратился в объект насмешек.
Начало пути
Свой киношный путь Михалков начал, когда доучивался на последних курсах университета. Ему повезло попасть на съемки к Георгию Данелии в картину «Я шагаю по Москве», которая дала будущему артисту большую долю славы.
Правда, этого могло и не быть. По совету брата Михалков вел себя на съемках развязно, требуя больший гонорар. После этого его было решено снять с картины, но в итоге все завершилось благополучно.
Потом случился первый крупный успех у самого Михалкова в амплуа режиссера. Снятый им вестерн «Свой среди чужих, чужой среди своих» стал народным хитом.
Не без помощи музыки Артемьева, надо отметить. Тандем режиссера с прекрасным композитором, хорошими яркими актерами и его вечным помощником Александром Адабашьяном сделал свое дело. Михалков проснулся знаменитым.
Стремительный взлет
А дальше пошло-поехало. Картины Михалкова выходят одна за другой, а сам он не только снимает кино, но и снимается. Как в своих фильмах, так и в чужих.
Плодотворности его работы и бешенной энергии, исходящей от артиста, можно только завидовать. Михалков снимает «Рабу любви», «Неоконченную пьесу для механического пианино». Потом прыгает сниматься в «Сибираде», которой занимается Андрей Кончаловский.
И сразу же после этого приступает к съемкам «Нескольких дней из жизни Обломова» и параллельно делает картину «Пять вечеров». По-моему, такая производительность это просто фантастически. И главное, все эти фильмы не проходные, а настоящие, искренние, серьезные. Они надолго остаются в памяти зрителя. Он еще раз к ним, почти 100%, вернется. А это означает высокое качество.
На пике
Высшей точкой в кинокарьере Михалкова стало, конечно же, получение кинопремии «Оскар» за фильм «Утомленные солнцем». Мало того, что картина завоевала сердца зрителей здесь, в России, так еще и громкой поступью прошла по миру, дойдя до Голливуда. Наверное, после взятия такой высоты, башню режиссеру маленечко снесло.
Что он снимал после? «Сибирского цирюльника», о котором однозначно говорить нельзя. Но назвать эту картину такой же хорошей, как и другие работы Михалкова – язык не поворачивается. После «Оскара» и «Цирюльника» наступило временное затишье… И Михалков выдал нам блестящую адаптацию фильма «12 разгневанных мужчин». Это, на мой взгляд, была его последняя адекватная работа.
Дурдом
Взлет, который пережил режиссер в 90-х, видимо не давал ему покоя. Идти на пенсию Никита Сергеевич не собирался, да это и ожидаемо – такой плодовитый, фонтанирующий идеями человек не уйдет просто так. Вот и он решил всем запомниться, но провалился. Запомнился так, что даже новое поколение выучило и запомнило его имя. Правда, в отрицательном ключе.
Я говорю о продолжении его оскароносного фильма. Мало того, что Михалков, непонятно как извратив сюжетную линию, доснял еще две части, провалившиеся в прокате, так еще и выпустил режиссерскую их версию в виде сериала. Да к тому же возмущался, что его никто не понял, а работу надо было отправлять на «Оскар» снова. Нет, Никита Сергеевич, не проканало бы.
Бесогон
Мне кажется, что об этой передаче и ее выпусках можно говорить долго. Скажу одно – я не собираюсь критиковать все. Многое из того, что здесь озвучивал Михалков мне близко, интересно и приятно. Он действительно занимается просветительской деятельностью. Правда, иногда это заходит слишком далеко.
Настолько, что порой режиссер, видимо, чувствует себя пророком. И несет какую-то чушь вроде «чипирования от Билла Гейтса». Мы его простим, всякий может ошибиться. Думаю, пусть лучше вместо того, чтобы разбирать мировые теории заговора, Никита Сергеевич займется своим делом. Может, в этот раз повезет, снимет что-то такое, что снова порвет Голливуд. Мы в него верим.