Аксели Галлен-Каллела — выдающиийся художник Финляндии родился в семье частного адвоката Петера Галлена, в которой было 12 детей. Мать художника увлекалась живописью и приобщила к ней сына.
Незадолго до своего 20-летия Аксели Галлен-Каллела начинает учиться в Академии Жюлиана в Париже. Летом 1884 г. юноша познакомился с натуралистическим кредо писателя Августа Стриндберга, прочитав один из сборников его стихов. Влияние натурализма отразится в картине «Гниющий судак» (1884) и сильно отличается от работ другого представителя французской школы живописи Хаима Сутина.
В этот период художника наиболее привлекали сюжеты из сельской жизни, которую он хорошо знал по своему детству.
Летом 1885 г. Галлен вернулся на родину и приступил к картине «Старуха и кошка». Натурщицей послужила местная женщина. Согласно теории Стриндберга, правда была ценнее, чем красота.
Осенью на выставке Финского художественного общества картина вызвала противоречивые мнения. Консерваторы не одобряли неприглядность изображенного, а либералы восприняли произведение с энтузиазмом. Подобное неоднозначное отношение было и к работам американского художника реалиста Эндрю Уаета.
Во время обучения в Париже Галлен практиковался в бытовых и уличных зарисовках, писал сценки, подмеченные им на улицах и в кафе. Он также изображал различные сцены в интерьерах.
Примером служит картина «Обнаженная» (Demasquee), написанная в 1888 году и считающаяся одним из главных шедевров Галлена-Каллелы. На картине изображена обнаженная парижанка (скорей всего проститутка), сидящая на диване, покрытом традиционным финским ковром.
Эта работа рассматривается специалистами как попытка уловить момент, когда все общепринятые маски спадают, и остается лишь обнаженное существование. Некоторые искусствоведы видят в этой картине изображение трагедии богемного общества.
В июне 1889 г. Галлен вернулся в Финляндию вместе со шведским художником графом Луи Спарре, с которым он познакомился в Париже. Галлен хотел познакомить своего друга с тем миром, который он там для себя открыл.
Главным произведением, написанным во время очередного пребывания в Кеуруу, можно считать картину «В сауне».
В мае 1890 г. Галлен женился на Мэри Слёёр, в которую давно был влюблен.
В работе 1893 г. «Черный дятел», выполненной гуашью, он создает новый, идеализированный национально-романтический пейзаж, в котором важную роль играют синтетическая декоративность и мотивы японской живописи.
Символизм в творчестве Галлена-Каллелы
В 1893-1894 гг. финский художник создал целый ряд полотен, которые можно отнести к этому европейскому художественному течению. В этот период его вдохновляли как библейские сюжеты, так и оккультные и теософские учения; он разделял духовные поиски многих символистов и размышлял о предназначении искусства.
В картине «Симпозиум» (1894) мы видим двух мужчин, которые смотрят на странное явление наподобие ангела, парящего над столом. Сам этот ангел находится за пределами картины. Здесь же изображена стоящая фигура в черном — это сам художник. Двое за столом — это финские композиторы Роберт Каянус и Ян Сибелиус.. В этой работе присутствует представление о художнике как избранном человеке, которому одному дано видеть невидимое.
Фрески для мавзолея Юзелиуса в Пори
В 1898 году промышленник из города Пори Артур Юзелиус пережил трагедию: в возрасте 11 лет умерла его единственная дочь. Безутешный отец решил создать в память о дочери капеллу-усыпальницу. Здание было построено по проекту архитектора Йозефа Стенбека (Josef Stenbäck) в неоготическом стиле. Заказчик также желал, чтобы мавзолей был великолепно оформлен и изнутри.
Основная часть работ по созданию настенных росписей была поручена Галлену-Каллеле.
В этих фресках Галлен представил цикл жизни и смерти, с метафизической точки зрения рассматривая тему связи человеческой судьбы с ритмичностью смены сезонов в природе.
В пустынной местности на берегу озера Нясиярви ( Näsijärvi) .Галлен-Каллела по собственному проекту строит дом.
Для интерьера художник сам разработал дизайн мебели, печей, тканей и прочих предметов обстановки, создав уникальную гармоничную среду. Столы, стулья, шкаф, ковер ручной работы с декоративным мотивом «Пламя» — всё это создает единый ансамбль, который отражает финский традиционный дизайн.
В мае 1909 г. семья направилась из Парижа в Африку. Они остановились в Найроби, Кения и вернулись на родину только в феврале 1911 г.
В 1917 году художник создает полотно «Любовники». Картина передает нам всю остроту и боль любви. Добровольно воткнутый меч любви в спине мужчины пронизывает его сердце и проникает в сердце девушки соединяя их навеки и обрекая на страдания. Напряженная левая рука девушки говорит нам о том что она испытывает неимоверную боль. Но слившись в страстном поцелуе влюбленные переживают все предназначенные им мучения.
В 1918 году, во время Финской гражданской войны, художник вместе с сыном принимают участие в боевых действиях на стороне белых. Затем, по предложению Маннергейма, Галлен-Каллела занимался дизайном флагов, униформы, государственных символов независимой Финляндии, а в 1919 году был назначен адъютантом Маннергейма.
В декабре 1923 г. он отправился в Соединенные Штаты, а осенью 1924 г. за ним последовали жена и дочь. Они долгое время провели в Таосе в штате Нью-Мексико, где художник изучал искусство индейцев.
В мае 1926 г. семья вернулась на родину.
В 1930 г. был заключен контракт с Национальным Банком на создание гигантской фрески, изображающей ярмарку в Хяме. Однако, возвращаясь после чтения лекций в Копенгагене, художник заболел пневмонией и умер в Стокгольме 7 марта 1931 г.
Полная версия статьи доступна на нашем сайте Аксели Галлен-Каллела финский художник
Не забудьте подписаться на наш канал, чтобы не пропустить новые материалы!