Пастозная или мазковая живопись (от итал. impasto – тесто или паста) – одна из самых свободных и объёмных техник в живописи. Особый шарм ей придаёт то, что в пастозной технике художник не разбавляет краску и наносит её густым слоем.
Изначально такие текстурные мазки приходили на помощь лишь тогда, когда нужно было спрятать дефект или изменить отдельные части композиции картины. Для получения того или иного цвета или эффекта пигменты смешивались на самом полотне. Сейчас же это самостоятельная и невероятно впечатляющая техника.
Работать в пастозной технике можно только с акрилом или маслом. На первом этапе необходимо создать на холсте подмалёвок или эскиз, на который потом и будет наноситься краска. Создаётся он масляными красками, разведёнными скипидаром. При этом первый слой должен быть максимально тонким и перед нанесением последующих слоёв он должен полностью просохнуть.
На втором – основном – этапе художник выдавливает краску из тюбика непосредственно на холст. Потом кистью, мастихином или руками делает мазок. Далее постепенно прорисовываются детали: одна за одной на высохшую основу наносятся новые краски.
Сохнуть картина, исполненная в такой технике, может очень долго – вплоть до 1 года. Поэтому не спешите покрывать её лаком, не убедившись, что она полностью просохла.
С помощью этой техники создаются «скульптурные» изображения, поражающие глубиной и выразительностью. Некоторые художники применяли пастозную технику только для отдельных фрагментов картин, другие же – как Винсент Ван Гог – создавали в ней целые полотна.