Сейчас все меньше вспоминают американо-японского философа Френсиса Фукияму, с его несостоявшимся «концом истории». Он не виноват, просто вслед за любым концом, всегда начинается что-то новое. Вот только не всегда и не все участвуют в этом новом начинании.
«Конец истории» оказался, по крайней мере, у нас, фестивалем дружбы. Мы разрушили стены и предложили всем свою любовь, рассчитывая на взаимность. Сняли последнюю рубашку и отдали ее вчерашним врагам. Но затем наступило длинное-предлинное похмелье. И кристальная ясность в умах. У целого народа пронеслась в памяти целая жизнь: «Россия, которую мы потеряли»… кровавый тиран или эффективный менеджер… высаживались или нет американцы на Луну.
Кстати об американцах. Один мой знакомый рассказывал, что наши эмигранты, когда не знают как им там поступить в том или ином случае, стараются делать как американцы. Да, собственно говоря, при чем тут американцы? У нас что ли на районе не бывает такого: «Дай закурить», «Нету», «Ты кого на х… послал!?, а ну дай телефон». Если нет повода для драки, его следует быстро придумать. Это нисколько не американский, а самый что ни на есть общечеловеческий способ, знакомый нам по взаимоотношениям в подворотне, а в планетарном масштабе по поведению Англии Викторианской эпохи, Франции эпохи Наполеона, Германии эпохи Гитлера.
А вообще: кто они, нынешние властители doom? Их всегда много. Властитель дум – это массовая профессия. Сто лет назад, при Ленине и ленинцах был еще Троцкий с троцкистами, левые и правые уклонисты, а так же писатели с поэтами, Мичурин, церковь. Все они хотели властвовать или нехотя властвовали над умами.
При Сталине церкви стало поменьше, но зато появилось кино, из всех искусств, для нас важнейшее. От генеральной линии партии через несколько десятилетий осталось одно название. Трындёж про мировую революцию превратился в пустую мантру, так что что-то неминуемо должно было произойти. Тут вдруг кто-то, проснувшись, вякнул: умер роман или не умер?
Мало-помалу никаких дум не стало вовсе. Но властители остались, без них не бывает. Железная стена поржавела и дала течь. Оттуда, снаружи стало всякое просачиваться. Оказалось, что и там люди живут, и еще как. Живут же люди! Появились официальные идеологи на зарплате, в основном безыдейные, а так же убежденные в своей правоте почвенники и диссиденты. Тем, кому все это по барабану рассуждали на тему умер ли рок-н-рол? Как вариант: умер ли Пресли?
Проржавев, стена рухнула и всех смыло. Постепенно оказалось, что все не так просто. Но всех уже смыло. Пока смывало было весело и динамично. Правда не всем, некоторых размозжило друг об друга, об стенки и обо все, что попадалось на пути. Потом умер Майкл Джексон. В общем, все умерли.
Нынешние властители дум вынуждены ютиться где-то между тверкингом и поеданием денег. Мыслители разделились на два непримиримых лагеря спорящих до хрипоты на тему вмерла или не вмерла Украина. А, в общем и целом, публика поделилась на очень небольшие фракции, типа атомарных, состоящие из: властитель в количестве одна штука, мыслителей в количестве полутора штук. И есть еще все остальные, которым пофиг, и которых становится все больше.
Ясно только одно: мы же решили жить по-западному. А до того - жили по-марксистко-ленински: дружба, френдшип. Только Горбачев с Ельциным поступили несколько по-троцкистски, в духе мировой революции наоборот: ни мира не войны, а всеобщее братание и конец истории. В результате получился всемирный фестиваль глупости, за который нам же пришлось сначала платить, а затем расплачиваться. Новый этап истории, если вникнуть оказался хорошо забытым старым. C одной стороны, «человек человеку волк», с другой если этот человек гомосек или беженец с охваченного войной востока, то он друг, товарищ и брат.
Гебельсовская пропаганда достигла такого накала, что превратилась в бессмысленный фон. Пришла пора Америке поменять свои устаревшие казенные серверы, придумали пропагандистский повод «русских хакеров». Или решили американцы возродить свою алюминиевую промышленность, а вслед за ней автомобильную в Детройте и все остальное. Они начали с Китая, который поставляет им металл, причем торговые ограничения ввелись просто так, не вспоминая китайские прегрешения, типа площади Тянь-ань-мень или оккупации Тибета. А запрет экспортировать в Америку дерипаскин алюминий почему-то связывается с «отравлением» Скрипалей.
Почитали? Теперь понятно, что до определенного этапа, когда у нас было самодержавие и верховному главнокомандующему не приходилось ни пред кем отчитываться, вещи можно было называть своими именами: Средняя Азия была завоевана для того, чтобы туда поступали русские товары, а не английские. В результате разбогатели купцы Морозовы и Третьяковы, а не какие-нибудь английские Джонсоны или Смиты.
Казань завоевывалась для порядка. Астрахань была завоевана, а потом оказалось, что там есть море! Малоросия отобрана у Турок для выходя к морю, которое те называли Черным. Прибалтика куплена после Ништадтского мира для выходя к другому морю Балтийскому и вообще для пользы дела. Манжурия завоевана для выходя к морям и акиянам.
Теперь надо чтобы «подбрюшье» плескалось в Индийском океане. Или обойдёмся? Читайте классиков.