Найти тему
Невероятные Механизмы

Террор на дорогах! Моноколесо Э.Дж. Кристи

Будут ли гироскопические колеса «разрушать» рекорды скорости? Этот вопрос задавался еще в 1923 году в заметках «Popular Science Monthly». Тогда на страницах журнала рассказывали про одно необычное изобретение профессора Э.Дж. Кристи из Мэриона, штат Огайо. Признаться, сегодня оно выглядит еще более странным и удивительным. Журналисты говорили о нем как о «Матери всех моноколес!». Почитаем статью.

Концепт моноколеса Christie на обложке и внутри «Popular Science Monthly» за апрель 1923 года
Концепт моноколеса Christie на обложке и внутри «Popular Science Monthly» за апрель 1923 года

По скоростной автомагистрали передвигается колесо высотой четыре с лишним метра, с такой головокружительной скоростью, что гоночные автомобили, движущиеся с максимальной скоростью 185 км/час, кажутся почти неподвижными. Гигантское колесо движется так быстро, что едва ли можно различить детали его конструкции.

Это удивительный гироскопический одноколесный велосипед Э.Дж. Кристи из Мэриона, который сейчас строится в Филадельфии, штат Пенсильвания. Кристи уверенно прогнозирует, что он будет развивать скорость не менее 400, а возможно, и 650км/час!

По конструкции странный велосипед напоминает гигантское колесо с исключительно длинной ступицей, на конце которой закреплены опорные спицы. С каждой стороны от центра прикреплены 225-килограммовые гироскопы, рассчитанные на вращение со скоростью 90 оборотов в минуту, достаточной для поддержания равновесия.

Движет эту конструкцию самолетный двигатель мощностью 250 лошадиных сил, мощность которого передается на ось через фрикционную муфту, трехскоростную трансмиссию и карданный вал. Дополнительный цепной привод в центре оси соединяет трансмиссию двигателя с гироскопами.

Моноколесо Christie в процессе строительства. 1923 г.
Моноколесо Christie в процессе строительства. 1923 г.

Проблему с поворотом удивительного механизма профессор Кристи решил уникальным способом. С помощью рулевого колеса он сдвигает положение двух гироскопических маховиков на оси вправо или влево. Когда центр равновесия, смещается, колесо немедленно поворачивает по своему курсу, не наклоняясь, степень поворота зависит от расстояния, на которое смещаются гироскопы. Другими словами, чем дальше сдвиг, тем короче поворот.

Колесо снабжено семидюймовой резиновой шиной, изготовление которой само по себе оказалось проблемой. Было обнаружено, что сопротивление давлению настолько велико, что было сделано несколько попыток, прежде чем была изготовлена достаточно прочная шина.

А вот и "Новый террор на дороге" :)
А вот и "Новый террор на дороге" :)

Несмотря на то, что на фото почти законченное устройство, скорее всего оно никогда не испытывалось и не ездило (возможно, из-за внезапной атаки здравого смысла у профессора Кристи). Информации про испытания удивительного моноколеса найти не удалось. Как и о дальнейшей его судьбе ничего не известно.

-5

Если вам понравился материал, пожалуйста, ставьте лайки и подписывайтесь на канал. Это не сложно и бесплатно, но очень важно для развития "НМ". Спасибо, что вы с нами!