Приветствую заглянувших. Попробуем немного разобраться в технике и истории самых популярных из двухскоростных советских мопедов. Благодаря массовости выпуска и относительной молодости (это последние модели выпускаемые мотозаводами) они и являются самыми известными - их видел практически каждый житель нашей страны. А кому то повезло и владеть этой техникой.
Новые названия моделей были неспроста - они ознаменовали появление нового поколения мокиков двух мотозаводов. "Карпаты" - львовского (ЛМЗ), "Дельта" - рижского (РМЗ, он же Саркана Звайгзне). От своих предшественников они отличались очень сильно. И даже не технически, а внешне. Новые моторы S62 и V50 появились ещё на предыдущих моделях - Верховине-7 и Риге-22. А вот во внешнем виде произошла революция!
Споры что лучше - "Рига" или "Верховина" бывало и велись, но особых оснований не имели. "Сердце" то у моделей было одним. Так что оценки велись больше субъективно - по внешнему облику или от степени и частоты встречающихся неисправностей. Оставим этот вопрос.
Справедливости ради надо отметить, что Карпаты были первыми. Они появились в 1982г. - на четыре года раньше Дельты. И конкурировали на тот момент с моделью Рига-22. Правда у рижан в это время вышла ещё и вторая двухскоростная модель - оригинальная и не имеющая аналогов Рига-Мини.
Дельта вышла в 86 году и с такой форой по времени конструкторы сумели переиграть Карпаты по внешности. Дельта получилась ещё современнее и интереснее внешне. Правда и Карпаты модифицировали до версии -2, а также ввели модификации "Люкс" и "Спорт".
При этом технические характеристики были идентичны. Формат минимотоцикла очень благоприятно восприняли владельцы - именно в середине 80-х пошла вторая волна увлечений мопедами. Появление первого двигателя с ножным переключением на мокиках V501 ещё более приблизило их к взрослым мотоциклам.
Обе модели пережили и перестройку и распад СССР - их выпуск продолжили и в начале 90-х. Хотя упрощение конструкции и снижение качества всё же произошло. Дельта успела примерить и импортные двигатели, но выпуск был малыми сериями. Окончание выпуска практически на всех мотозаводах произошло по экономическим и политическим причинам того времени.
Ранее я рассказывал про свой опыт владения Карпатами: тут