Найти тему
1Prof.by

Работай с умом, а не до ночи: банкир – о трудоголизме и здоровом карьеризме

Директором филиала №802 г. Барановичи ОАО «АСБ Беларусбанк» Андрей Новицкий стал в 34 года и уже 11 лет занимает эту должность. Во время встречи с ним корреспондент выясняла, как молодому специалисту стать успешным, чему способствует здоровый карьеризм и ради чего «идут в депутаты»?

– Андрей Флерьянович, любопытно узнать, какие предметы вы любили в школе?

– У меня не было любимых предметов. Школу закончил с золотой медалью, а это требовало одинаково хорошо знать каждый предмет. Хотя, допускаю, что был все же больший интерес к наукам точным, потому первое образование у меня, скорее, техническое.

В «Беларусбанк» я пришел после окончания столичного педагогического университета по направлению физики и информатики. Изначально занимался вопросами автоматизации. Потом получил экономическое образование, отучившись в Высшей школе управления и бизнеса. Работал в банке на различных должностях в корпоративном бизнесе, занимался кредитованием, а затем 2009 году возглавил филиал №802 ОАО «АСБ Беларусбанка» в Барановичах.

– Выходит, банковская деятельность вас заинтересовала, если решили получить экономическое образование, а не расти в IT–сфере?

– Безусловно, интерес к банковскому делу был. К тому же, я понял, что имея за плечами двухпрофильное образование, можно работать гораздо плодотворнее. Во всем мире, в том числе в нашей стране, активно развиваются финансово-информационные технологии, поэтому мое первое образование пришлось кстати. Замечу, что вообще любое образование помогает дальнейшей профессиональной деятельности.
– Безусловно, интерес к банковскому делу был. К тому же, я понял, что имея за плечами двухпрофильное образование, можно работать гораздо плодотворнее. Во всем мире, в том числе в нашей стране, активно развиваются финансово-информационные технологии, поэтому мое первое образование пришлось кстати. Замечу, что вообще любое образование помогает дальнейшей профессиональной деятельности.

В банковской сфере, помимо базового экономического, приветствуется юридическое образование, техническое образование. Для всех не лишними будут знания в области психологии. К примеру, сегодня активно исследуется так называемая бихевиоральная (поведенческая) экономика. В традиционную банковскую сферу, как я уже говорил, приходят финансово-информационные технологии, которые преображают ее коренным образом.

– А не получится ли так, что в обозримом будущем банки станут местом, где будут править бал информационные технологии, но не найдется места человеку?

– Уже сегодня даже у наших ближних соседей есть такие банковские учреждения или целые банки, где вся деятельность осуществляется без человека. Безусловно, при этом сокращаются расходы на содержание персонала, снижаются многие операционные риски. Но, в какой-то части, снижается и качество связи между клиентом и банком. А потеря клиента – это крайне плохо для банка.

Сегодня мы видим, что в экономически высокоразвитых странах Америки, Европы и Азии, где цифровая трансформация банковской сферы в сторону безлюдных технологий продвинулась значительно дальше, в подразделения банков не перестают физически привлекать клиентов. Объединяя необходимые клиенту финансовые продукты и сервисы в рамках создаваемых финансовых экосистем, там продолжают, где это необходимо, создавать уголки детские, для животных и иные точки привлечения, абсолютно не связанные с банковской деятельностью.

Безусловно, банковские технологии будут трансформироваться в сторону безлюдных технологий, особенно там, где деятельность напрямую не связана с обслуживанием клиента. Но в целом, учитывая, что лучше всего человека понимает другой человек, мне кажется, в сфере банковских продаж отказаться от сотрудников станет возможно еще не скоро. При этом надо понимать: более 90% банковских операций и для клиента, и для банка гораздо удобнее и проще проводить в дистанционных каналах, а современные технологии позволяют продуктивно вести консультирование, не глядя в глаза. У нас в банке функционирует контакт-центр, который высоко оценивают и сами клиенты, и банковское сообщество. Телекоммуникационные технологии позволяют успешно вести диалог с клиентом удаленно. «Беларусбанк» весьма успешен в этом направлении.

– Простите, но на обывательском уровне бытует мнение, что государственный банк менее динамичен, нежели коммерческие. У вас найдется чем опровергнуть это утверждение?

– Ваш вопрос не совсем корректен. Во-первых, «Беларусбанк» – такой же коммерческий, как и иные отраслевые учреждения, с той лишь разницей, что имеет в уставном фонде долю государства, близкую к 100 процентам, а у ряда других она значительно меньше или вообще отсутствует. А что касается правового поля, то оно абсолютно одинаково для всех, и работаем мы одинаково. Я считаю, что «Беларусбанк» осуществляет деятельность на достаточно высоком уровне. В разных сегментах банковской деятельности мы занимаем от 30 до 80% всего объема операций, проводимых банковскими учреждениями – а их в стране насчитывается более 20. Уже исходя из этого можно сделать вывод, что работать мы умеем и клиенты нам доверяют.

При этом, банк разрабатывает уникальные банковские продукты. К примеру, партнерская программа «Мост», которая помогает производителям работать со сбытовыми сетями: она расширяет возможности как крупного бизнеса, так и малого, и среднего предпринимательства. После нас аналогичные программы начали внедрять другие банки. Значит, сочли их эффективными. Кроме того, наш банк, видя сложности малого и среднего бизнеса из-за сложившейся эпидемиологической обстановки, первым в стране снизил ставки по кредитам для этой категории кредитополучателей. Есть ряд и иных инновационных продуктов, например, электронный студенческий билет, который одновременно является и идентификационным документом, и банковской платежной карточкой. Такой универсальный документ внедрен во многих регионах страны, в том числе, в университетах Брестской области.

– Андрей Флерьянович, а как ваши сотрудники поспевают за всеми новинками? Как в банковской системе обучают кадры?

– Учиться, действительно необходимо, причем постоянно. У нас, считаю, создана эффективная система внутрикорпоративного обучения. На уровне головного офиса банка действует учебный центр, куда сотрудников регулярно приглашают на курсы повышения квалификации. Помимо этого, постоянно проводится дистанционное обучение.

– Говорят, плох тот солдат, который не мечтает стать генералом. Значит ли это, с вашей точки зрения, что молодой специалист должен задумываться о том, как ему возглавить учреждение, в котором работает?

– Это нормальное стремление. Здоровые амбиции, здоровый карьеризм должны присутствовать у любого человека. По опыту скажу, что сотрудник, у которого абсолютно отсутствуют амбиции, скорей всего, окажется не очень хорошим специалистом. Если же у человека объективная самооценка, есть желание делать карьеру, он будет прикладывать для этого усилия и, соответственно, расти профессионально. Поэтому мы поддерживаем стремление молодых специалистов к карьерному росту, если оно подкреплено реальными действиями. Создана система резерва кадров, и я одобряю тех молодых людей, которые готовы учиться, совершенствоваться.

-2

– Обязательно ли для этого быть трудоголиком? Считаете ли вы себя таковым, ведь родились в День труда – 1 мая?

– Есть хорошее древнее изречение: работай с умом, а не до ночи. Важна ведь не сама по себе работа, а достигнутый результат. Безусловно, мы должны выполнить задачу, которую перед нами поставили, но при этом необходимо постараться организовать рабочий процесс таким образом, чтобы он был наиболее эффективным. Сам по себе трудоголизм далеко не всегда обеспечивает высокую производительность труда. Я придерживаюсь точки зрения, что желание работать должно подкрепляться умением делать это рационально.

– За 11 лет в должности директора у вас наверняка выработался свой стиль руководства. Каков он?

– Зацикленность на определенном стиле – это уже изъян, с моей точки зрения. Руководитель должен использовать весь арсенал управленческих методов для достижения поставленных целей. Задача руководителя – организовать работу таким образом, чтобы большинство инициатив исходило от сотрудников.

Что касается внеслужебной деятельности, тимбилдинговых мероприятий, которые организуются для отдыха, то они сплачивают коллектив, и руководителю необходимо бывать там. Сотрудники нашего филиала постоянно участвуют в спортивных состязаниях, культурно–массовых мероприятиях. Не чуждо это и мне.

– Социальные сети сейчас более чем популярны. Вы в них присутствуете?

– Присутствую, но считаю, что жизнь должна проходить в реальности. В виртуальном мире каждый ищет то, чего ему не хватает в повседневной жизни. Сетевые возможности могут этому посодействовать, но не должны заменять реальную жизнь, живое общение.

– Начиная с 2014 года вы занимаетесь депутатской деятельностью. Что это вам дает?

– Решение баллотироваться в депутаты местного Совета принял по многим причинам. В первую очередь, было желание помочь своим избирателям в решении насущных общественных проблем. Не последней стояла задача представления интересов банковского сообщества. А еще – это встречи с людьми, возможность услышать разные точки зрения, общение с другими руководителями, участие в общественной жизни города. Полагаю, все это идет на пользу мне лично и подразделению банкау, в котором работаю.     

Галина СТРОЦКАЯ