Назначение самого молодого заслуженного деятеля искусств РА Ваана БАДАЛЯНА директором Национального центра эстетического воспитания детей им. Г. Игитяна многие сочли единственным не просто вменяемым, но достойным поступком Министерства НОКС. Когда-то Андрей Вознесенский в своем эссе восхищался "Прорабом духа" Генрихом Игитяном и его уникальным творением. Сверхзадача нового директора – вернуть Центру его некогда блистательную репутацию.
- Ваан, кому пришла в голову светлая мысль о твоем назначении?
- Знаю, что никто не поверит, но это было абсолютно неожиданно, и, разумеется, очень приятно. Наш Маленький театр действует при этом центре уже 23 года, я достаточно хорошо знал его потенциал, его историю - это же настоящая сокровищница! И, откровенно говоря, в последние годы меня часто посещала мысль, насколько более эффективно и интересно можно было им пользоваться, если модернизировать. Во всяком случае, реакция на мое назначение была очень позитивная, что опять же приятно. И я всем обещал, что лет через пять Центр эстетического воспитания станет центром, соответствующим высоким мировым стандартам.
- Более чем амбициозное заявление! За последний период мы научились их бояться…
- Понимаю, но я очень конкретно вижу, каким образом мы пройдем этот путь. Конечно, центр - очень большая структура, в ней множество направлений - музей, студии живописи и прикладных искусств, театр, школа национальных музинструментов, ансамбль национального танца, хор. У него есть филиалы в регионах – Ванадзор, Гюмри, Горис, Севан, география по всей Армении. И одна из первых моих целей – четко очертить действия по всем направлениям, чтобы влить в них свежее дыхание. А для этого необходимы структурные изменения, которые в Центре непременно произойдут. Нужны многие уточнения, чтобы работать более целенаправленно, чтобы и в Ереване, и в регионах мы смогли жить в едином ритме и качестве.
- Тем не менее, при таком громадье планов, в чем сегодня главный приоритет?
- До последнего времени центр занимался эстетическим воспитанием детей. Сейчас, когда я ближе со всем знакомлюсь, его история – это фантастика! На протяжении поколений в биографию чуть ли не каждого второго человека этот центр внес свою лепту - кто-то здесь рисовал, кто-то пел, кто-то танцевал. Кстати, у нас есть идея – в ближайшее время, как только позволит карантин, собрать его выпускников и посмотреть, так сказать, что из них выросло. Так вот, в будущем я хочу, чтобы центр вновь начал соответствовать своему названию – Национальный эстетического воспитания - и чтобы он начал работать с социумом с гораздо более правильными функциями. Главным акцентом, конечно, останется воспитание молодого поколения, но этот центр должен стать образовательным в широком контексте, ставить планки в сфере культуры по всем арт-направлениям. Чтобы он работал не только для детей и юношества, но и взрослых людей – студентов и даже тех профессионалов, которые как бы остались вне профессионального поля, и у них нет места для самовыражения. Ну и, конечно, мы должны привозить в Армению опыт современного мира.
- Для этого детскому центру нужны недетские ресурсы – и профессиональные, и финансовые. Есть варианты?
- Могу с уверенностью сказать, что в профессиональном смысле здесь собрались - каждый в своей сфере - лучшие преподаватели Армении. Качество арт-образования, которое дети здесь получают, не подлежит обсуждению. Но посредством современного менеджмента, внедрения новых технологий я хочу - и надеюсь, что мне это удастся - обеспечить такое "качество сервиса", что мы сумеем сформировать определенный бюджет и благодаря ему сможем организовывать и реализовывать все проекты, которые сейчас кажутся мечтами. Потому что по сей день государство обеспечивает только фонд зарплат работников – все остальное, что здесь происходило в последние годы, это благодаря деятельности центра.
Мы заточены не только на то, чтобы привлекать финансы извне, но и зарабатывать самим. Образовательные программы Центра – говорю со всей ответственностью - имеют потенциал вовлекать гораздо больше людей и, соответственно, приносить больший доход. Сегодня мы используем имеющийся ресурс далеко не в полной мере. Предвидя вопрос, скажу - Министерство НОКС благословило все наши начинания. Насчет какой-то дополнительной финансовой поддержки – не знаю. Но даже если сохранится то, что у нас есть сейчас, мы и на это пока согласны. Остальное реализуем сами.
- Оглядываюсь на деятельность Маленького театра, что-то подсказывает, что поддержка ваших начинаний вне страны будет большая, чем изнутри…
- Действительно, за эти годы у меня сформировались связи. Это "Креативная Европа", Британский Совет, многие арт-институции России. И если раньше мы сотрудничали на уровне Маленького театра, сейчас все очень воодушевлены, потому что спектр расширился, и мы сможем делать многие очень интересные вещи. В деятельность центра добавятся новые направления, графический дизайн, анимация, фотография, и прочее. А еще большое внимание будет уделено театру и исполнительским искусствам, которые я сам буду курировать. Пока я не буду раскрывать скобки, но поверьте, все это я говорю не на уровне тоста. В сентябре мы сделаем большую презентацию своих новых программ, направленных на разные слои населения. Как мне кажется, в Армении нет институции, где бы человек имел возможность приобрести вторую или даже третью профессию, если у него есть такое желание. У нас эта культура не сформирована. Мы всегда делаем упор на детей, и никогда не думаем о том, что человек может, будучи, скажем, юристом, выучится еще чему-нибудь, я имею в виду - в сфере искусства. Уверен, эстетический центр станет платформой для подобной цели.
- В советское время каждый первый родитель считал, что ребенка надо обучать, скажем, музыке. Теперь мы убедились, что Ницше был прав, и слой цивилизации на человеке не толще яблочной кожуры. Соответственно, главный вопрос – как заново перепрофилировать социум?
- У меня тоже было это стереотипное представление, но когда смотришь на цифры - конечно, это не советское количество, но, к нашей радости, многие родители все еще заинтересованы в том, чтобы ребенок обязательно учился музыке или рисованию. И приток желающих будет зависеть от нашей работы. К сожалению, в последние годы связь центра с общественностью была не слишком крепкой, многие даже не знают, что может предложить им центр. На это уже с сентября будет ставиться большой акцент.
Что до "кожуры", это очень глобальный вопрос. Искусство и культура во все времена были создателем красоты. Я думаю, смысл в том, что существует та самая красота, перед которой склоняет голову любой человек – образованный и необразованный. При виде прекрасного заката или восхода мы все переживаем одинаковые эмоции – мы все равны перед этой красотой. Мне кажется, сила искусства именно в этом. Мы должны добиться того, чтобы создать в центре такую среду, чтобы самый дикий дикарь почувствовал и захотел к ней приобщиться. Пусть это не прозвучит самонадеянно, но мне удалось создать модель такого мира в Маленьком театре. Теперь изменился формат, но шаг за шагом мы этого добьемся.
- Ты сказал, что у центра много филиалов, а плачевное состояние культуры в регионах остается проблемой номер раз…
- Мне кажется, здесь тоже надо работать не вообще, а очень точечно. В каждом отдельном регионе надо усиливать именно то направление, в котором они традиционно были сильны. Сегодня у нас филиалы занимаются, что называется, всем, не имея соответствующего ресурса. Мы начнем отправлять туда своих специалистов, приглашать их сюда на повышение квалификации, и профессионалы из-за рубежа будут работать не только в Ереване, но и в филиалах. Я очень хорошо представляю себе эти механизмы, и в данный момент мы разрабатываем конкретную программу – как это будет развиваться, чтобы наши представительства стали культурным центром не только для регионального города, но для всех соседних сел. Мы постоянно с болью констатируем, что в последние годы между Ереваном и регионами в культурном плане – дистанция огромного размера. Одна из моих главных целей – возобновить это кровообращение. Например, у нас есть замечательный центр в Мегри, и он расположен так, что может стать прекрасной школой искусств и для Арцаха, и даже для Ирана. Если удастся запустить этот проект, у нас будут дополнительные инвестиции.
- Все это – огромная работа. А как же Маленький театр?
- Маленький театр без меня не останется. Более того, его работа увеличит формат. К тому же планируется апдейт театра "Метро", который так же находится под эгидой центра. Подробности – в ближайшее время. Еще один важный момент – инклюзивное направление, развивающееся в нашем театре, распространится на весь центр. Мне кажется, Эстетический центр станет в нашей стране первой и пока единственной институцией, где на всех уровнях, в том числе и на региональном, будет обеспечиваться вовлечение людей с ограниченными возможностями. Мы уже продумываем все необходимые чисто архитектурные коррективы, которые нужно внести в наши здания. За все годы работы в этом направлении я столько чего увидел, столькому научился, что обидно будет все это не использовать.
- Тебе не страшно?
- Честно, нисколько. Ведь это как творческий процесс – я уже вижу спектакль под названием "Центр эстетического воспитания", сейчас, выражаясь театральным языком, у нас застольный период, и надо пройти все фазы процесса. У меня есть обязательства – мне было 17, когда Генрих Суренович Игитян вытащил меня за руку из театра, который я создал в подвале нашего дома, и привел сюда. Я чувствую на плечах эту ответственность – чтобы вернулась та фантастическая, по-настоящему революционная репутация, которая была у этого центра в советское время по всему миру. Он действительно был первым и единственным в своем роде. Центр эстетического воспитания должен возродить свою репутацию, должен как-то кардинально интересно выделяться в нашей арт-панораме.
Беседовала Сона МЕЛОЯН
https://golosarmenii.am/article/91513/vnov-stat-prorabami-duxa