Послушаем пару мнений о том, как любителям классической музыки подчас недостаёт кругозора и эрудиции.
Alex Johnston, «занимаюсь теорией музыки, музыкальными технологиями и музыковедением».
Большинство людей, которые говорят о классической музыке, как будто это в основном Бетховен, Моцарт и Бах, на самом деле не говорят об этих композиторах. Они просто не знают о других композиторах, и они реально не знают ни Бетховена, ни Моцарта, ни Баха.
То, как эти композиторы представляются этим людям, является своего рода воображаемой вершиной некоего музыкального совершенства. Обычно это происходит в контексте попыток утверждать, что современная музыка находится в состоянии упадка или декаданса.
Отсюда возникают разные бессмысленные вопросы, задаваемые из-за общего невежества в музыке, неявно (или явно) предполагающие, что есть резон ранжировать музыкантов по некоторой воображаемой шкале качества («современные композиторы хуже Бетховена» и тому подобное).
Всё это настолько далеко от понимания Музыки, насколько это возможно. Проблема в том, что большинство людей почти ничего не знают о композиторах и их музыке.
Есть много неинтересных вопросов, которые тем не менее вполне законны. Часто задают вопрос: почему композиторы сегодня не пишут музыку в стиле Бетховена, Моцарта или Баха? Это очень скучный вопрос, но на него, по крайней мере, можно ответить. Ответ: потому что это уже было сделано.
Любой, кто на самом деле слушает классическую музыку, прекрасно понимает, что композиторов гораздо больше, чем упомянутая выше «Большая тройка». Гайдн, например — очень важная фигура и замечательный композитор. Моцарт и Бетховен были бы невозможны без него, а его музыка прекрасна и мощна сама по себе. Но для многих людей он, возможно, никогда не существовал вообще.
В конце концов, я думаю, что одна из причин, по которой люди так мало знают о музыке, заключается в том, что для того, чтобы познакомиться с творчеством множества композиторов, требуется значительное время и усилия.
Слушателю может понравиться звучание чего-то относительно короткого и известного, типа «Eine kleine Nachtmusik» Моцарта или «Bolero» Равеля. Но что-то огромное и требовательное, как Симфония № 3 Бетховена, займёт добрый кусок вашего вечера, и начинающие слушатели не готовы к этому. Это причина, почему такты Бетховена, которые все знают — это начало первой части пятой симфонии и мелодия из последней части девятой — потому что они короткие.
Таким образом, «Бетховен, Моцарт и Бах» остаются неким «сокращением» классической музыки в умах людей, которые не знают очень многого и не заботятся об этом.
Robert Johnston
Есть способы побаловать себя изучением гораздо большего количества композиторов и музыкальных произведений: слушайте онлайн-каналы или радиостанции, которые играют классическую музыку. И посмотрите на YouTube, где находятся классические произведения огромного списка композиторов со всего мира, ожидающие вашего открытия.
Есть блестящие жемчужины в классических музыкальных произведениях, записанных за последние 20 лет, которые ранее, из-за маркетинга и общего невежества публики, а также диджеев радиостанций, никогда не были услышаны.
Я также обнаружил после десятилетий прослушивания и изучения классической музыки, что общепризнанные мастера композиции часто чрезмерно полагались на «формулу», а их музыка страдала от чрезмерного повторения и поверхностности. Тогда как другие, несколько менее известные композиторы пытались найти больше глубокого содержания, разнообразных тем или инструментальных комбинаций.
Другое важное наблюдение заключается в том, что многие композиторы просто не могли справиться с задачей создания симфоний так же хорошо, как они могли создавать меньшие пьесы для квартетов, квинтетов, небольших составов и соло.
Нет сомнений в том, что уровень талантов Моцарта, Баха, Бетховена и Гайдна был «пиковым». Но есть по крайней мере 50 других композиторов классической музыки, в дополнение к общеизвестным топ-75 или около того, что вы видите в классических учебниках, на радио и так далее.
Многие композиторы не имели возможности жить под покровительством, имея полный рабочий день, как это делали Гайдн, Моцарт и Бетховен. Поэтому большинство композиторов сочинили гораздо меньше произведений, но всё равно сделали большие достижения.
Можно найти много музыкальной жизненности, сердца, характера и позитивной энергии в небольших пьесах, от соло-сонат для любого инструмента, такого как фортепиано, виолончель, флейта, скрипка и гитара, до многих других возможных комбинаций инструментов в небольших составах.
К сожалению, есть некоторые причины, по которым многие хорошие композиторы так и не стали известны — они не соответствовали религиозной или политической тирании своего времени или очень ограниченным возможностям музыкальной индустрии в целом.