Найти в Дзене
Голодный историк

Скандинавские бронетранспортеры

Первым гусеничным бронетранспортером, поступившим на вооружение шведской армии после Второй Мировой Войны стал Pbv301. Базой для него послужил чешский танк TNHP, до войны производившийся в Швеции по лицензии. Танки эксплуатировались в шведской армии с 1942 года, и в 50-х их сняли с вооружения. А чтобы добро даром не пропадало, рачительные скандинавы решили приспособить корпуса списанных танков

Первым гусеничным бронетранспортером, поступившим на вооружение шведской армии после Второй Мировой Войны стал Pbv301. Базой для него послужил чешский танк TNHP, до войны производившийся в Швеции по лицензии. Танки эксплуатировались в шведской армии с 1942 года, и в 50-х их сняли с вооружения. А чтобы добро даром не пропадало, рачительные скандинавы решили приспособить корпуса списанных танков для производства бронетранспортеров. Так появился Pbv301. Бронетранспортер имел полностью закрытый бронекорпус и вмещал двух членов экипажа и восемь десантников. Основным вооружением являлась 20-мм автоматическая пушка, установленная на командирской башенке. Питание пушки – ленточное, боекомплект 505 выстрелов. Наводить, заряжать и вести огонь можно было при закрытом люке.

Pbv301
Pbv301

Двигатель, коробка передач и ходовая часть Pbv301 полностью достались от танка-прародителя. Помимо основной задачи – транспортировки пехоты БТР использовался как штабная и санитарная машина, а также в качестве командно-наблюдательного пункта.

Принятие на вооружение Pbv301 рассматривалось как временная мера и уже 1961 с фирмой «Хеглунд» был подписан контракт на разработку новой машины этого класса. В 1962 были изготовлены первые прототипы, а после полигонных испытаний, был подписан контракт на поставку 700 машин для шведской армии. Серийное производство продолжалось с 1966 по 1971гг.

Pbv302
Pbv302

Общая схема машины довольно необычна: механик-водитель находится впереди (по продольной оси корпуса), за ним слева находится место наводчика, справа командира, десантное отделение размещено в кормовой части, двигатель и трансмиссия – под полом. Командир машины не имеет башенки и находящаяся слева башня с пушкой частично ограничивает его обзор.

Корпус машины сварен из стальных бронелистов и имеет характерную коробчатую форму (кроме носовой части). Лобовое бронирование теоретически выдерживает попадание 20-мм снаряда. Бортовые стенки корпуса имеют кессонную структуру (между плитами сохраняется воздушная прослойка) что улучшает защиту от малокалиберных и кумулятивных боеприпасов.

В десантном отделении размещается девять солдат с вооружением. Они сидят в три ряда: спинки крайних сидений обращены к стенкам корпуса; первый солдат из тройки, сидящей в среднем ряду, сидит лицом вперед; остальные двое – лицом назад. Учитывая габариты БТР, (5,5м*2,86м*2,5м – габариты корпуса) чувствуют они себя наверняка несколько стесненно.

Люки механика, наводчика и командира закрыты цельными броневыми крышками и откидываются назад, а рабочие места укомплектованы 3-мя, 4-мя и 5-ю перископами, соответственно.

Основное оружие БТРа 20-мм пушка фирмы «Испано-Сюиза», установленная в небольшой башенке кругового вращения. Наводчик располагает прибором для наблюдения и прицеливания с 8-ми кратным увеличением, а для стрельбы по воздушным целям может использовать кольцевой прицел, установленный на стволе пушки (правда для этого ему придется высунуться из башни). Башня вращается только с помощью ручного привода, что затрудняет быструю переброску пушки. В боекомплект входят 505 выстрелов (3 ленты по 135 фугасных и 10 магазинов по 10 бронебойных)

Расположенный горизонтально, 6-цилиндровый дизель «Вольво-Пента» и механическая трансмиссия находятся под полом. При 2200об/мин двигатель выдает мощность 205кВт.

В состав трансмиссии входят сухой дисковый главный фрикцион, механическая коробка передач (8 вперед, 2 назад), механизмы поворота, бортовые передачи, валы. Эти механизмы поворота позволяют выполнять поворот со свободным радиусом и разворот на месте вокруг каждой из гусениц. Выполнить разворот вокруг собственной оси машина не может.

При плавании БТР развивает скорость до 8км/ч. Движение по воде осуществляется посредством перематывания гусениц. Для создания гидродинамического тоннеля, верхние ветви гусениц закрываются узким металлическим экраном.

Во второй половине 70-х БТР Pbv302 прошел модернизацию. В кормовой части крыши корпуса появилась невысокая башенка для командира десантного отделения. Как и другие шведские машины БТР оснастили пусковой установкой LYRAN для отстрела осветительных ракет. Изменения коснулись также качества бронезащиты: не смотря на утяжеление машины, обе плиты волноотражательного щитка были переделаны в поплавки.

Как обычно бывает в таких случаях Pbv302 стал базой для многих модификаций

Машина управления Stripbv 3021

Машина разведки артиллерийских позиций Bplpbv 3023

Машина технического обеспечения Epbv 3022

Фирма «Хегглунд» разработала программу трансформации БТРа в БМП. Прототип этой машины был даже изготовлен в металле, но после принятия решения о создании новой БМП, все работы по переделке имеющихся БТР были прекращены.

Чтобы не оставить армию без средств передвижения, шведы закупили в Германии 800 МТ-ЛБ, состоявших на вооружении ГДР. Из них 450 должны были эксплуатироваться в войсках, а остальным предстояло стать комплектами запчастей. Кроме того немцы обязались поставить 500 двигателей и 3000т запасных частей. В Швеции МТ-ЛБ получили наименование Pbv401