Первым гусеничным бронетранспортером, поступившим на вооружение шведской армии после Второй Мировой Войны стал Pbv301. Базой для него послужил чешский танк TNHP, до войны производившийся в Швеции по лицензии. Танки эксплуатировались в шведской армии с 1942 года, и в 50-х их сняли с вооружения. А чтобы добро даром не пропадало, рачительные скандинавы решили приспособить корпуса списанных танков для производства бронетранспортеров. Так появился Pbv301. Бронетранспортер имел полностью закрытый бронекорпус и вмещал двух членов экипажа и восемь десантников. Основным вооружением являлась 20-мм автоматическая пушка, установленная на командирской башенке. Питание пушки – ленточное, боекомплект 505 выстрелов. Наводить, заряжать и вести огонь можно было при закрытом люке.
Двигатель, коробка передач и ходовая часть Pbv301 полностью достались от танка-прародителя. Помимо основной задачи – транспортировки пехоты БТР использовался как штабная и санитарная машина, а также в качестве командно-наблюдательного пункта.
Принятие на вооружение Pbv301 рассматривалось как временная мера и уже 1961 с фирмой «Хеглунд» был подписан контракт на разработку новой машины этого класса. В 1962 были изготовлены первые прототипы, а после полигонных испытаний, был подписан контракт на поставку 700 машин для шведской армии. Серийное производство продолжалось с 1966 по 1971гг.
Общая схема машины довольно необычна: механик-водитель находится впереди (по продольной оси корпуса), за ним слева находится место наводчика, справа командира, десантное отделение размещено в кормовой части, двигатель и трансмиссия – под полом. Командир машины не имеет башенки и находящаяся слева башня с пушкой частично ограничивает его обзор.
Корпус машины сварен из стальных бронелистов и имеет характерную коробчатую форму (кроме носовой части). Лобовое бронирование теоретически выдерживает попадание 20-мм снаряда. Бортовые стенки корпуса имеют кессонную структуру (между плитами сохраняется воздушная прослойка) что улучшает защиту от малокалиберных и кумулятивных боеприпасов.
В десантном отделении размещается девять солдат с вооружением. Они сидят в три ряда: спинки крайних сидений обращены к стенкам корпуса; первый солдат из тройки, сидящей в среднем ряду, сидит лицом вперед; остальные двое – лицом назад. Учитывая габариты БТР, (5,5м*2,86м*2,5м – габариты корпуса) чувствуют они себя наверняка несколько стесненно.
Люки механика, наводчика и командира закрыты цельными броневыми крышками и откидываются назад, а рабочие места укомплектованы 3-мя, 4-мя и 5-ю перископами, соответственно.
Основное оружие БТРа 20-мм пушка фирмы «Испано-Сюиза», установленная в небольшой башенке кругового вращения. Наводчик располагает прибором для наблюдения и прицеливания с 8-ми кратным увеличением, а для стрельбы по воздушным целям может использовать кольцевой прицел, установленный на стволе пушки (правда для этого ему придется высунуться из башни). Башня вращается только с помощью ручного привода, что затрудняет быструю переброску пушки. В боекомплект входят 505 выстрелов (3 ленты по 135 фугасных и 10 магазинов по 10 бронебойных)
Расположенный горизонтально, 6-цилиндровый дизель «Вольво-Пента» и механическая трансмиссия находятся под полом. При 2200об/мин двигатель выдает мощность 205кВт.
В состав трансмиссии входят сухой дисковый главный фрикцион, механическая коробка передач (8 вперед, 2 назад), механизмы поворота, бортовые передачи, валы. Эти механизмы поворота позволяют выполнять поворот со свободным радиусом и разворот на месте вокруг каждой из гусениц. Выполнить разворот вокруг собственной оси машина не может.
При плавании БТР развивает скорость до 8км/ч. Движение по воде осуществляется посредством перематывания гусениц. Для создания гидродинамического тоннеля, верхние ветви гусениц закрываются узким металлическим экраном.
Во второй половине 70-х БТР Pbv302 прошел модернизацию. В кормовой части крыши корпуса появилась невысокая башенка для командира десантного отделения. Как и другие шведские машины БТР оснастили пусковой установкой LYRAN для отстрела осветительных ракет. Изменения коснулись также качества бронезащиты: не смотря на утяжеление машины, обе плиты волноотражательного щитка были переделаны в поплавки.
Как обычно бывает в таких случаях Pbv302 стал базой для многих модификаций
Машина управления Stripbv 3021
Машина разведки артиллерийских позиций Bplpbv 3023
Машина технического обеспечения Epbv 3022
Фирма «Хегглунд» разработала программу трансформации БТРа в БМП. Прототип этой машины был даже изготовлен в металле, но после принятия решения о создании новой БМП, все работы по переделке имеющихся БТР были прекращены.
Чтобы не оставить армию без средств передвижения, шведы закупили в Германии 800 МТ-ЛБ, состоявших на вооружении ГДР. Из них 450 должны были эксплуатироваться в войсках, а остальным предстояло стать комплектами запчастей. Кроме того немцы обязались поставить 500 двигателей и 3000т запасных частей. В Швеции МТ-ЛБ получили наименование Pbv401