«Детская книга», А.С. Байетт
Книги бывают разные.
Хорошие и плохие, талантливые и не очень, модные «однодневки» и книги, становящиеся классикой. Одни книги нам нравятся, другие - нет, третьи оставляют равнодушными. А есть такие, которые на долгое время оставляют «послевкусие». В памяти стираются подробности, забываются имена героев, но ты точно помнишь, что эта книга особая.
Для меня такой стала «Детская книга» английской писательницы Антонии Байетт.
«Детская книга» прежде всего «толстая» книга. В такую книгу успеваешь погрузиться: в ее стиль, атмосферу, язык. Успеваешь привязаться к героям и местам, в которых происходят события. Такая книга занимает какой-то отрезок твоей жизни. А когда закрываешь книгу, перевернув последнюю страницу, то понимаешь, что хочешь снова ее перечитать. Она из тех книг, которые сразу не отпускают. О ней думаешь, по ее поводу размышляешь. С ней жалко расставаться.
Эта книга вмещает в себя многое: жизнь и смерть, войну и мир, быль и сказку, реальность и фантазию, природу и искусство, дружбу и любовь, отцов и детей.
При всей своей многослойности и больших размерах в книге нет эпического размаха, все описываемое воспринимается не с позиции отдаленного взгляда сквозь время и пространство, а очень живо, приближенно к себе. Несмотря на важные исторические события, происходящие в Англии, Германии, Франции на рубеже XIX-XX веков, на фоне которых разворачивается сюжет, читатель не ощущает их груза, а словно сам находится внутри них.
Перед нами предстает хроника жизни нескольких семей, повествующая об удивительном «утраченном времени», перечеркнутом Первой мировой войной, о навсегда исчезнувшей эпохе, которую Байетт с особой тщательностью описывает, прорисовывая мельчайшие детали.
Как в любых семьях, в этих есть свои радости и горести, традиции и тайны, ссоры и примирения, будни и праздники…
«Детская книга» совсем не для детей. Она о детях. С кем-то из этих детей читатель встречается на первых же страницах, кому-то только предстоит родиться… А кому-то умереть. Все дети очень разные. Каждый по-своему интересен, каждый по-своему неповторим. Взрослых в этой книге тоже много, и порой, они себя ведут совсем как дети. Здесь вы не встретите «положительных» и «отрицательных» персонажей, здесь вы встретите живых людей, которым будете сочувствовать, симпатизировать или, напротив, не будете. Чьи-то поступки могут вас восхищать, удивлять, а чьи-то возмущать, вызывать разочарование, непонимание. Но равнодушными они вас точно не оставят.
Но самое главное, пожалуй, созданный в этой книге особый мир. В нем нет ничего мистического, магического, это реальный мир, но порой он напоминает сказочный. Не светлый мир милых детских сказок, а мир тех темных, скрытых смыслов, которые живут в фольклоре и мифологии любого народа, и в нашем подсознании. В книге присутствуют и собственно сказки, странные как сны. Они существуют как бы сами по себе и в то же время органично вплетаются в общую канву повествования. Вы словно «проваливаетесь» в кроличью нору. И вот уже реальный мир сменился миром сказок. А иной раз сказочный мир словно просачивается в мир реальный. И этот особый мир, то слишком реальный, то совершенно сказочный, незаметно тебя «затягивает», увлекает за собой, отвлекает от повседневности.
В «Детской книге» нет каких-то неожиданных сюжетных поворотов, страшных тайн, загадок и интриг, но отложить эту книгу в сторону тяжело. И хочется узнать, а что там дальше? Где вы окажетесь на этот раз? На празднике Летней ночи в английской усадьбе? На ужине с танцами в одном из музеев Лондона? В гончарной мастерской? Или в типографии, печатающей газету анархистов? А может быть, вы будете гулять по английским лугам и лесам, по Болотам и морскому берегу, а в следующее мгновение писательская фантазия перенесет вас на Большую всемирную выставку в Париже или улицы Мюнхена.
Это «не просто роман, а живая ткань истории», Daily Express. Масштабное полотно, сотканное из множества отдельных нитей повествования.
Взяв эту книгу в руки однажды, вам не захочется ее из них выпускать. Вы будете открывать ее снова и снова, чтобы каждый раз погружаться в неспешное чтение, такое же размеренное, как то время, о котором она рассказывает.
СПАСИБО ЗА ЛАЙКИ И КОММЕНТАРИИ!)