Мы уже рассказывали о проекте «Возрождение Гжели», заключающегося в том, чтобы обратить внимание общественности на проблемы, с которыми столкнулся гжельский промысел, попытаться возродить былую славу местного керамического промысла и вернуть краю туристическую привлекательность. Об этих и многих других вопросах мы поговорили с автором и руководителем проекта – Сергеем Карпухиным.
Сергей Иванович, расскажите немного о себе?
Я – режиссер, сценарист, архитектор, художник, фотограф, немного философ и публицист. Родился в Казахстане, в русском городе Семипалатинске, месте ссылки Достоевского, родины основоположника казахской литературы Абая Кунанбаева, в городе атомных землетрясений и атомных озер – «Советской Неваде». Это наложило некоторый трагический оттенок на восприятие всего мира. Позитив искал в искусстве – в пять лет сказал, что буду художником и стал им. После окончания школы поступил в Красноярский институт искусств на художественный факультет. Широта интересов привела к универсальной мировоззренческой позиции, основанной на понимании конечности сущего и бесконечности процесса, которое последовательно реализовывал в искусстве, архитектуре, кино, философии. Поэтому, не оставляя всех своих навыков, я осознано расширял сферы деятельности, получая дополнительное образование и самообразовываясь. Учился в Мархи-ФПК (градостроительство), ВГИК-ВИППК и Киношкола Митты (режиссура кино).
Работал художником и главным художником на Кузяевском фарфоровом заводе в Гжели, художником во Всероссийском монументально-декоративном комбинате. Универсализм и синтетичность – естественная форма существования для меня. Широта интересов научила систематизировать информацию и оперировать большими массивами данных, что отразилось на всех последующих проектах, которые приобретали глобальный масштаб. Прежде всего, это касается разработки философской концепции, кинопроекта о Леонардо, расследования украинских событий, проекта реконструкции Автозаводской улицы в Москве, проекта «Возрождение Гжели».
Расскажите о вашем проекте «Возрождение Гжели». Как все начиналось? Как пришла идея и решение о ее реализации? Как вы набирали команду, находили партнеров для проекта? С какими проблемами приходится сталкиваться уже в процессе реализации проекта?
Проект по Возрождению Гжели я начал 2 года назад, осенью 2018 года. В 90-е годы Гжель сдала все позиции лидера промысловой керамики и фарфорового производителя с мировым брендом. Это была общая тенденция для России – развал отечественной промышленности и сдача национальных интересов в угоду глобалистов. Были разрушены почти все исторические производства, нарушены кооперативные связи, утеряны отраслевые позиции и отданы на откуп зарубежным конкурентам. В 2018 году, с появлением программы Национальных проектов, появился шанс исправить ситуацию. У меня возникла идея реконструировать один из разрушенных гжельских заводов с целью создания на его базе производственно-творческой резиденции с фестивальным, музейно-выставочным и туристическим функционалом. Поделившись идеей со своими ближайшими друзьями, я, как архитектор, приступил к формулированию концепции и проектированию. Работа над одним объектом потянула за собой решение целого комплекса проблем организационного и архитектурно-градостроительного характера уже всей территории Гжели. Небольшой проект логично преобразовался в комплексную Программу возрождения Гжели. Понадобились инструменты развития. Мы с моими коллегами организовали Союз художников и ремесленников Гжели, Архитектурно-художественный совет по сохранению культурного наследия и развитию Гжели и Художественно-экспертный совет. Команда стала обрастать сторонниками и единомышленниками. Проект «Возрождение Гжели» в октябре 2019 года был представлен на Архитектурный совет Союза московских архитекторов и Академии архитектурного наследия, где получил одобрение и поддержку со стороны архитектурного сообщества. Его заметили местные власти и власти округа. Наша задача – попасть в Национальные проекты. Очень кстати Ассоциацией стратегического развития (АСИ) был объявлен Всероссийский конкурс по созданию туристско-рекреационных кластеров и развития экотуризма в России, проходящий под патронатом Правительства и Президента России. Это серьезный и представительский конкурс, на который подали свои заявки больше половины регионов России. С помощью властей Раменского городского округа мы организовались в команду и концессию, в которых представлены власть, бизнес и творческие люди. В процессе формирования конкурсной заявки мы постарались сублимировать все лучшие наработки, существующие на Гжельской земле и в Раменском округе, привнеся в нее экологическую составляющую. Через тему экологии мы обязаны вытянуть всю инфраструктуру Гжели, подняв на повестку дня тему экологии культуры, экологии сознания, возрождения и развития территорий, и производств. На данный момент нам важно, чтобы старые рутинные подходы не увели наш проект в нежизнеспособные схемы, не отвечающие ни сохранению культурного наследия, ни интересам жителей, ни комплексному и профессиональному подходу, ни масштабу задач. На каждом этапе приходится отстаивать свою позицию. Поэтому для нас и для возрождения Гжели крайне важны поддержка властей региона и округа, и такие партнеры, как Фонд «Русский Мир» и Партия «ЗА ПРАВДУ», у которых есть опыт, авторитет защитников культурного наследия и Русского мира, информационный и административный ресурс.
Какие еще проекты могли бы стать успешными для Вашего региона/области?
Финальной задачей нашего проекта является возвращение Гжели статуса мирового бренда и керамической столицы России, а также внесение в маршруты Золотого кольца России. Одной из последующих задач проекта заявлено возрождение исторических керамических и фарфоровых производств, а также других исторических производств Подмосковья, с целью создания производственно-творческой и туристической инфраструктуры – Малого Золотого кольца Подмосковья. Но поистине задачей национального масштаба явилось бы возрождение всей фарфорово-фаянсовой и керамической промышленности России и возвращение огромного финансово-емкого рынка под крыло отечественного производителя. Это то, чем был славен выходец из Гжели, «король русского фарфора» и поставщик двора Его Императорского величества Матвей Сидорович Кузнецов. И это та самая задача импортозамещения, решение которой позволит развивать отечественные производства, создавая новые рабочие места и повышая уровень благосостояния россиян. Мы бы хотели, чтобы в России был востребован отечественный фарфор, а не китайский, или еще какой-либо другой, как востребовано в России российское вооружение, а не другое. И это тоже вопрос национальной безопасности и суверенитета!
Как вы узнали о Партии «ЗА ПРАВДУ», ее Экосистеме и программе «Про100 За Правду»? Близка ли Вам идеология Партии? Как Вы считаете, насколько она актуальна в современных реалиях?
В 2014 году после государственного переворота на Украине я провел собственное расследование украинских событий и, написав по нему киносценарий документального фильма, занялся поиском способов его воплощения. В это время познакомился с Захаром Прилепиным, как раз после его возвращения с Донбасса, но до создания Движения и Партии «ЗА ПРАВДУ». Его судьба и творчество были давно в поле моих интересов. Когда показал ему гжельский проект, он мне сразу сказал, что Партия возьмет его в разработку. Это не удивительно, поскольку проект полностью в контексте спасительной деятельности Прилепина в области культурного наследия. В связи с этим я и зарегистрировал его в Экосистеме.
Все, что делает лидер Партии «ЗА ПРАВДУ» в области культуры и в политике, мне близко, а ознакомившись с декларацией и Программой политической партии, стало понятно, что я разделяю и ее тезисы по всем основополагающим направлениям: устройство государства, внешняя и внутренняя политика, народосбережение, повышение его благосостояния и раскрытие творческого и созидательного потенциала, сохранение культуры и ее развитие, отношение к религии и формирование национальной политики, поднятие экономики, сбалансированное развитие территорий, отстаивание исторической правды, защита государственной целостности и т.д. Программа столь же фундаментальна, сколь и амбициозна. Поддерживаю и стою на этой же платформе.
Ваше мнение о Партии «ЗА ПРАВДУ» и готовы ли Вы рекомендовать программу «Про100 За Правду», как площадку для продвижения и реализации проектов?
Лично мое мнение – Партия «ЗА ПРАВДУ» ценна тем, что она поднимается из глубин народных масс; она декларирует правильные и вечные ценности. Ее деятельность направлена на сохранение России и ее народа, на повышение его благосостояния. Ей веришь, как веришь ее лидеру. Что касается цифровой платформы «Экосистема» и программы «Про100 За Правду», то однозначно могу сказать, что это отличная площадка для реализации проектов, и по возможности буду рекомендовать ее общественникам, готовым продвигать свои идеи на региональный или федеральный уровень.