Яков Александрович Слащев вошел в историю как один из самых талантливых белых военачальников на юге России. Он сумел провернуть успешную оборону Крыма от красных войск, затем стал советским военным преподавателем. Феномен неоднозначного, но донельзя харизматического «генерала Яши» оставил след и в литературе: именно слащев стал прототипом булгаковского Хлудова из пьесы «Бег».
Не менее известным участником Гражданской войны является и Нестор Иванович Махно — вождь революционной повстанческой армии на юго-востоке нынешней Украины. Против белых, против красных, против немецких оккупантов и петлюровцев — против любой власти. Легендарный «Батька» со своими тачанками стал одним из символов южного театра военных действий.
И так уж случилось, что войска Слащева и Махно сражались друг с другом в период наступления белых войск на Москву. Нестор Махно на тот период применил свою излюбленную, «надежную, как швейцарские часы», стратегию: он гулял по белым тылам, используя свои тачанки и конницу + многочисленные разрозненные отряды местных «зеленых повстанцев».
Для белых рейд Махно обернулся большими проблемами, о чем писал впоследствии даже сам Главнокомандующий А.И. Деникин:
«...в результате в начале октября в руках повстанцев оказались Мелитополь, Бердянск, где они взорвали артиллерийские склады, и Мариуполь — в 100 верстах от Ставки (Таганрога)... Это восстание, принявшее такие широкие размеры, расстроило наш тыл и ослабило фронт в наиболее трудное для него время...» (с) А.И. Деникин. Очерки русской смуты.
Да, с махновцами белым было тяжко воевать, ввиду необычной тактики повстанцев «ударил-убежал» и благодаря тому, что основные боевые части белых находились на основном фронте, воюя с красными.
Слащев в такой ситуации стал «пожарным Деникина». Он уже имел опыт столкновения с партизанскими частями и надеялся на легкую победу. Однако ожидаемая «прогулка» не состоялась: после ряда поражений в открытом бою, махновцы перешли к тактике «точечных ударов». Одновременно частям Слащева приходилось воевать и с петлюровцами, однако их белые сумели разгромить.
А вот «маленький Вьетнам» Нестора Махно продолжался практически всю осень 1919 года, действуя на нервы Якову Александровичу. И его можно понять: все идут брать Москву, а я тут бегаю по степям за какими-то атаманами.
Но постепенно Слащев зауважал Махно и махновцев. Те дрались отчаянно, умело маневрировали, прорывались через заслоны. Слащев выбивал Махно из городов — тот нападал вновь.
« — Вот это я понимаю, — громко восклицал генерал, выслушивая донесения о нападении махновцев, — это противник, с которым не стыдно драться.
Сперва махновцев, захваченных в плен, обыкновенно вешали как бандитов, потом стали расстреливать, как храбрых солдат и, под конец, их всеми способами старались переманить на свою сторону...» (с) К.В. Герасименко. Махно.
Махно и Слащев были очень разными людьми. Один — ветеран Первой мировой войны, «доброволец», офицер с образованием. Второй — революционер, анархист-практик, полевой командир. При таких данных и мировоззрение должно быть разным.
Однако, было и общее. И Махно, и Слащев от пуль не бегали и лично водили а атаку своих людей (и тот, и другой имели множество ранений). Оба были людьми авантюрными, амбициозными, деятельными.
В конце концов Слащев даже искал встречи с Махно и охотно пополнял свои части пленными махновцами. Возможно, хотел предложить Батьке выгодные условия сотрудничества, как это чуть позднее сделает Врангель. Но мы знаем, что не мог Нестор Иванович позволить себе эту сделку.
«Моя мечта — стать вторым Махно» — именно такую фразу часто приписывают Слащеву. Независимый и трудноуправляемый молодой полководец вполне мог такое сказать. Но, возможно, имел в виду не «атаманщину» как таковую, но свободу действий на поле боя.
В ноябре 1919 года вендетта «Слащев-Махно» закончилась. Первому еще предстояла знаменитая оборона Крыма, конфликт с Врангелем и возвращение на родину. У второго впереди — борьба с красными, шаткий союз с ними и вновь — борьба с красными. А потом — жизнь бедного эмигранта в Париже.
Интересно, что Слащев написал, уже находясь в советской России, немало военных трудов. Среди них есть и такой — «Операции белых, Петлюры и Махно на южной Украине в последней четверти 1919 года».
Можно сказать, что результаты противостояния «Махно-Слащев» свелись к ничьей с высокими обоюдными потерями. Баталия была прервана изменением общей стратегической ситуации.
Любопытно, что в сериале «Девять жизней Нестора Махно» Слащев присутствует, хоть и эпизодически. Уверенный в своей победе, он, тем не менее, отзывается о Махно так: «Махно самородок. Когда в стране порядок, такие люди идут в Ломоносовы. А когда в стране черт знает что... такие люди идут в анархисты...»
С вами вел беседу Темный историк, подписывайтесь на канал, ставьте лайки, смотрите старые публикации (это очень важно для меня, правда) и вступайте в мое сообщество в соцсети Вконтакте. Читайте также другие мои каналы:
О фильмах, мультиках и книгах: Темный критик.
О политоте, новостях, общественных проблемах: Темный политик.