Найти тему

Что такое VTEC? Двигатели VTEC.

Оглавление
Источник: http://japandrive.ru/
Источник: http://japandrive.ru/

Всем привет, дорогие читатели! Рад всех приветствовать на моем канале! Сегодня я расскажу вам что такое система VTEC и какие двигатели VTEC бывают. Итак, давайте начинать.

Что такое VTEC?

VTEC (англ. Variable valve Timing and lift Electronic Control) — электронная система изменения времени и хода клапанов. Используется в двигателях внутреннего сгорания фирмы Honda. Система позволяет эффективно управлять наполнением топливно-воздушной смесью камер сгорания в условиях атмосферного давления. На низких оборотах двигателя система обеспечивает экономичный режим работы, на средних — максимальный крутящий момент, на максимальных оборотах — максимальную мощность.
Источник: https://a.d-cd.net/
Источник: https://a.d-cd.net/

Двигатели VTEC

Наиболее популярными являются следующие двигатели VTEC.

  • DOHC VTEC (1989-2001)

Первоначально VTEC был реализован в конце 1980-х на двигателе с двумя распределительными валами (DOHC) и был самой мощной версией до 2001 года. Это был легендарный для своего времени B16A. На каждом распределительном вале для каждого цилиндра вместо обычных 2-х кулачков были сделаны 3. Два крайних задавали ход клапанов в обычном режиме, тогда как средний кулачок имел профиль под высокие обороты. Механизм клапанов был устроен так, что с помощью давления моторного масла, подаваемого через электронно-управляемый клапан, выдвигались особые штифты, которые обеспечивали привод клапанов от центрального "мощностного" кулачка, вместо стандартных. Система VTEC имела также свой датчик давления масла, по которому компьютер определял момент реального подключения и отключения штифтов, и выбирал соответствующие карты впрыска и угла зажигания. Таким образом, по команде компьютера, при соблюдении ряда условий, мотор мог получать больше рабочей смеси и развивать большие обороты, выдавая больше мощности. У мотора после 5000 об.мин. наступало как бы "второе дыхание". Для конца 1980-х - начала 1990-х годов, двигатель объёмом 1,6 л, выдающий 160-180 л.с. на атмосферном давлении, имеющий довольно простую и надежную конструкцию с высоким запасом прочности, был весьма прогрессивен.

Источник: https://1.bp.blogspot.com/
Источник: https://1.bp.blogspot.com/
  • SOHC VTEC (1991-2001)

С ростом популярности и рыночного успеха VTEC, Honda выпустила упрощенную версию VTEC — SOHC VTEC. Поскольку в SOHC двигателях используется один, общий распредвал для впускных и выпускных клапанов, VTEC работает только на впускных клапанах. Причина лежит в свечах зажигания, которые расположены между двумя выпускными клапанами, делая затруднённым размещение центрального профиля выпускных кулачков.

  • i-VTEC (с 2001)

i-VTEC ('i' означает интеллектуальный (англ. intelligent)) дополнительно представил непрерывно изменяемые фазы газораспределения (VTC - Variable Timing Control) на распредвале впускных клапанов в системе DOHC VTEC.

K-серия

Технология i-VTEC впервые применялась на четырёхцилиндровых двигателях серии К в 2001 году (в 2002 в США). Подъём и продолжительность открытия клапанов по-прежнему управлялся разными фиксированными профилями кулачков, но впускной распредвал получил способность произвольно смещать угол начала хода клапанов от 25 до 50 градусов (в зависимости от двигателя). Для этого шестерня распредвала сделана не цельной деталью, а гидравлическим механизмом. Фазы управляются компьютером, используя давление масла внутри механизма шкива. Регулирование фаз зависит от оборотов и нагрузки двигателя, и фазы могут варьироваться от отсутствия опережения на холостом ходу - до максимального опережения под полным газом и низкими оборотами. Как следствие, увеличивается момент на низких и средних оборотах. Важной способностью такой системы является т.н. "перекрытие клапанов", когда впускные и выпускные клапаны оказываются одновременно открыты для лучшей вентиляции.

R-серия

Эта серия моторов стоит особняком от остальных VTEC-моторов. Двигатель одновальный, имеет классически для VTEC 3 впускных кулачка на цилиндр, но два из них "большие" и один "маленький". Большие кулачки управляют своими клапанами постоянно, маленький же может включаться в работу системой i-VTEC от низких до средних оборотов, а не на высоких как обычно для VTEC-систем. Предназначен он для того чтобы временно приоткрывать один из впускных клапанов во время такта сжатия, что снижает насосные потери и позволяет эффективнее проводить рабочий такт.

J-серия

В дальнейшем, i-VTEC появился и на некоторых одновальных V-6 двигателях Honda.

  • i-VTEC и VCM (Variable Cylinder Management)

В 2003 Honda представила новый V-6 двигатель с системой SOHC i-VTEC и системой отключения части цилиндров VCM. Система может по команде ЭБУ отключать 3 цилиндра (позже и 2), добиваясь снижения расхода топлива в режиме низких оборотов и нагрузок. Потребление топлива при этом чуть превышает соответствующие показатели 4-цилиндровых моторов.

Также, эта технология применена на 4-цилиндровом двигателе объёмом 1.3 л., устанавливаемом на Honda Civic Hybrid.

Honda Civic Hybrid                                                                                                                                                    Источник: http://wp2.carwallpapers.ru/
Honda Civic Hybrid Источник: http://wp2.carwallpapers.ru/
  • i-VTEC I (Injection)

Впервые применена на Honda Stream в 2004 году на 2-литровом двигателе типа DOHC. Является разновидностью i-VTEC для прямого (непосредственного) впрыска топлива. Отличается возможностью работы на особенно бедной смеси до 65:1, что даёт отличную топливную экономичность.

  • VTEC Turbo

Сочетание системы VTEC, непосредственного впрыска и турбокомпрессора. Представлено в 2013 году как часть новой технологической линейки Earth Dreams Technology. Применяется на двигателях небольшого объёма, от 1 до 2 литров.

Компания Honda традиционно почти не использовала турбонаддув, идя по пути совершенствования атмосферных двигателей с помощью VTEC. В данной технологии соединились не только VTEC и турбонаддув, но и также редкий для Honda непосредственный впрыск топлива.

  • VTEC в мотоциклах

Еще в 1999 году Honda представила на рынке Японии CB400SF Super Four HYPER VTEC. С 2002 года модель VFR800 представила VTEC по всему миру.

Honda CB400SF Super Four HYPER VTEC                                                                                                   Источник: http://www.smalljp.ru/
Honda CB400SF Super Four HYPER VTEC Источник: http://www.smalljp.ru/
Honda VFR800                                                                                                                                                          Источник: https://avto-second.ru/
Honda VFR800 Источник: https://avto-second.ru/

Подводя итог

Двигатели VTEC хорошо себя зарекомендовали на рынке и устанавливаются на многие автомобили и мотоциклы фирмы Honda.

Honda VTEC — это попытка совмещения производительности двигателя на высоких оборотах с экономичностью и стабильностью на низких.

Всем спасибо за внимание! Надеюсь вам было интересно! Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, оставляйте свои комментарии, что вы думаете о двигателях VTEC.

Текстовое содержимое доступно в соответствии с лицензией Creative Commons Attributions-ShareAlike (CC-BY-SA), http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0/
Источник: Википедия https://ru.wikipedia.org/wiki/VTEC Авторы: https://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=VTEC&action=history