Найти тему
Журнал «Компания»

Серая борзая

Почему в Америке не любят электрички

Объёмы пассажирских междугородних автобусных перевозок в США до сих пор многократно превышают железнодорожные, и у истоков этого массового бюджетного перемещения американцев стояла компания, получившая своё название от английской борзой – Greyhound Lines.

Её основателем стал швед Карл Эрик Викман, эмигрировавший в Штаты в начале века в поисках лучшей доли. Доля эта поначалу была не сильно сладкой – Карл вкалывал от зари до зари на шахте. Спустя несколько лет он сумел скопить сумму, достаточную для открытия на паях с другим бывшим рудокопом Энди Андерсеном небольшое предприятие по продаже автомобилей.

Эрик Викман создал "серую борзую"
Эрик Викман создал "серую борзую"

Дела, однако, шли неважно, потенциальные покупатели той местности были столь бедны, что личный автомобиль в их бюджет никак не вписывалась. Карл, почти отчаявшись, нашел оригинальный выход: учитывая, что путь от жилых районов до шахты составлял несколько километров и рабочие проходили его ежедневно пешком, он подумал, что неплохо было бы предложить работягам дешевый транспорт для избавления пролетариата от утомительных походов.

С этой целью один автомобиль был переделан в подобие автобуса вместимостью 18 человек. «Чартер» был подан к местному бару и за 15 центов был готов отвезти трудовой народ к месту работы и обратно. Инициатива имела успех, и вскоре уже два переделанных из обычных машин транспортных средства круглосуточно катали шахтёров к месту работы.

Монополия перевозок продолжалась недолго – другой предприимчивый деятель Ральф Боган открыл аналогичный сервис, при этом отчаянно демпингуя. Конкурентных войн, однако, не случилось, владельцы предприятий смогли договориться и объединили свои бизнесы под вывеской Mesaba Transportation Co.

За первый год работы прибыль составила 8000 долларов, а спустя три, в 1918 году, уже 40000. Количество маршрутов увеличилось, автопарк вырос до 18 транспортных единиц. Рождение собственно Greyhound Lines состоялось в 1926 году, когда Викман покинул совместное предприятие и пустился в одиночное плавание. Название с одной стороны относит к корпоративному серому, немаркому, цвету первых автобусов, а с другой к жаргонному названию удлиненных автомобилей в целом.

Автобус Greyhound Lines 30-х годов XX века
Автобус Greyhound Lines 30-х годов XX века

Уже через год на Greyhound можно было доехать от Калифорнии до Нью-Йорка, а в 1928 году доход компании составлял 6 млн. долларов.

К началу Второй Мировой компания имела 4750 терминалов по всем США и штат в 10 тысяч человек.

Автобус Greyhound Lines 60-х годов XX века
Автобус Greyhound Lines 60-х годов XX века

В 70-е годы Greyhound Lines стала одной из первых и самой крупной транспортной компанией, бравшей на работу водителей-женщин и афроамериканцев, о толерантности, впрочем, речи не было, так сокращали фонд заработной платы.

Современный автобус Greyhound Lines
Современный автобус Greyhound Lines

Зато в плане гибкости тарифов равным им не было – до 2012 года действовала программа «99 дней по США за 99 долларов», дающая право неограниченных перемещений транспортом компании в указанных срок за указанную сумму.

Сейчас Greyhound Lines является собственностью британской транспортной компании First Group и совершает рейсы между 3800 населённым пунктами США и Великобритании.

Схема маршрутов Greyhound Lines
Схема маршрутов Greyhound Lines
Все материалы на нашем канале: Журнал «Компания»