Почему в Америке не любят электрички
Объёмы пассажирских междугородних автобусных перевозок в США до сих пор многократно превышают железнодорожные, и у истоков этого массового бюджетного перемещения американцев стояла компания, получившая своё название от английской борзой – Greyhound Lines.
Её основателем стал швед Карл Эрик Викман, эмигрировавший в Штаты в начале века в поисках лучшей доли. Доля эта поначалу была не сильно сладкой – Карл вкалывал от зари до зари на шахте. Спустя несколько лет он сумел скопить сумму, достаточную для открытия на паях с другим бывшим рудокопом Энди Андерсеном небольшое предприятие по продаже автомобилей.
Дела, однако, шли неважно, потенциальные покупатели той местности были столь бедны, что личный автомобиль в их бюджет никак не вписывалась. Карл, почти отчаявшись, нашел оригинальный выход: учитывая, что путь от жилых районов до шахты составлял несколько километров и рабочие проходили его ежедневно пешком, он подумал, что неплохо было бы предложить работягам дешевый транспорт для избавления пролетариата от утомительных походов.
С этой целью один автомобиль был переделан в подобие автобуса вместимостью 18 человек. «Чартер» был подан к местному бару и за 15 центов был готов отвезти трудовой народ к месту работы и обратно. Инициатива имела успех, и вскоре уже два переделанных из обычных машин транспортных средства круглосуточно катали шахтёров к месту работы.
Монополия перевозок продолжалась недолго – другой предприимчивый деятель Ральф Боган открыл аналогичный сервис, при этом отчаянно демпингуя. Конкурентных войн, однако, не случилось, владельцы предприятий смогли договориться и объединили свои бизнесы под вывеской Mesaba Transportation Co.
За первый год работы прибыль составила 8000 долларов, а спустя три, в 1918 году, уже 40000. Количество маршрутов увеличилось, автопарк вырос до 18 транспортных единиц. Рождение собственно Greyhound Lines состоялось в 1926 году, когда Викман покинул совместное предприятие и пустился в одиночное плавание. Название с одной стороны относит к корпоративному серому, немаркому, цвету первых автобусов, а с другой к жаргонному названию удлиненных автомобилей в целом.
Уже через год на Greyhound можно было доехать от Калифорнии до Нью-Йорка, а в 1928 году доход компании составлял 6 млн. долларов.
К началу Второй Мировой компания имела 4750 терминалов по всем США и штат в 10 тысяч человек.
В 70-е годы Greyhound Lines стала одной из первых и самой крупной транспортной компанией, бравшей на работу водителей-женщин и афроамериканцев, о толерантности, впрочем, речи не было, так сокращали фонд заработной платы.
Зато в плане гибкости тарифов равным им не было – до 2012 года действовала программа «99 дней по США за 99 долларов», дающая право неограниченных перемещений транспортом компании в указанных срок за указанную сумму.
Сейчас Greyhound Lines является собственностью британской транспортной компании First Group и совершает рейсы между 3800 населённым пунктами США и Великобритании.
Все материалы на нашем канале: Журнал «Компания»