Поводом для написания статьи стало ещё и то, что многие известные производители моторных масел при рыночной классификации своих масел начали использовать такой параметр как пробег двигателя. В частности, разделение своих масел на «масла для новых двигателей», «масла для двигателей с большим пробегом» сегодня использует компания ExxonMobil (в линейке масел Mobil1). У компании Valvoline не первый год представлено на рынке масло MaxLife для моторов с большим пробегом. В линейке Liqui Moly имеется масло с дисульфидом молибдена, которое также позиционируется как масло для моторов со значительным пробегом. С чем связана такая маркетинговая стратегия?
200 000 — не предел Но прежде чем разбираться в маркетинге, не мешало бы определиться, что считать большим пробегом для двигателя. К сожалению однозначного ответа на этот вопрос нет и быть не может. Многое ведь зависит от самого двигателя.
«Для двигателя отечественного автомобиля 100 000 километров – это уже много, но если мы посмотрим на двигатели V-6 японского или американского производства, то это вообще не цифра, поскольку у них пробег до капитального ремонта может доходить до миллиона километров, – отмечает Вадим Храпунов, директор компании «Автостарт» (официальный дилер Mannol в Новосибирске). — Рядные импортные двигатели при правильном обслуживании успешно работают до 300-400 тысяч километров».
Таким образом, пробег в 150 000-200 000 километров вовсе не является значительным для современного мотора. Если при таком пробеге двигателя наблюдается сильный износ в цилиндро-поршневой группе, ГБЦ или подшипниках скольжения коленвала, это может говорить о том, что двигатель изначально работал на неправильном масле либо был грубо нарушен регламент смены масла.
Продлить молодость двигателя Можно ли продлить срок эксплуатации двигателя путем подбора «более правильного» масла? Этот вопрос задают себе большинство владельцев подержанных автомобилей, поскольку перспектива капитального ремонта не радует никого. Однако профессионалы рынка смазочных материалов дают неутешительный ответ: «масла от старости» не существует».
«Единственная рекомендация, которую можно дать владельцам автомобилей с сильно изношенным двигателем, — поднять индекс вязкости масла при рабочей температуре двигателя, — советует Максим Легушев,
директор по продажам и маркетингу компании «Авторейд». — Другими словами, если по «мануалу» необходимо заливать масло 5W-40, то при сильном износе можно рекомендовать масло 5W-50. Однако владельцу автомобиля необходимо разъяснить, что такое решение — это компромиссный, временный вариант, который позволяет решить проблему большого расхода масла на угар, но не самым лучшим образом влияет на работу самого двигателя».
И в то же время переход на масло с более высоким индексом вязкости при сильном износе двигателя несет в себе определенные плюсы и минусы. От автомехаников на автосервисе и от розничных продавцов в магазинах довольно часто можно услышать такое суждение — чем выше вязкость масла, тем толще будет масляная плёнка и тем лучше будет защита двигателя. Именно на этом основывается рекомендация — применять более вязкие масла в моторах с большим износом. Это утверждение верно, но лишь отчасти. Сегодня на рынке есть масла, которые достаточно эффективно защищают от износа трущиеся детали, не создавая на их поверхности толстой масляной плёнки.
«Наиболее высокое качество смазки обеспечивают масла, у которых масляная плёнка не самая толстая, а самая прочная. На данный момент из масел потребительского класса – это масла на основе PAO (полиальфаолефинов) с добавлением ESTER (сложные эфиры). Это так называемые масла с несмываемой плёнкой, — говорит Вадим Храпунов. — Сложные эфиры обладают природным магнетизмом, и за счет этого они обеспечивают сверхпрочную масляную плёнку, которая выдерживает давление до 8 тонн на 1 кв. см. Данные масла практически полностью решили проблему сухого запуска двигателя, когда при первых секундах работы двигателя происходит увеличенный износ».
Но даже такие высокотехнологичные масла в сильно изношенные моторы надо заливать с учетом того, что там увеличены зазоры в парах трения.
«Масла с ESTER, безусловно, очень технологичны и эффективны, но если залить в сильно изношенный мотор такое масло с вязкостью 5W-20, то оно очень быстро израсходуется на угар. Так что корректировать вязкость по мере старения двигателя, на мой взгляд необходимо, чтобы компенсировать износ в парах трения, — убежден другой наш эксперт, Андрей Турсункулов, технический специалист компании «Сибиндустритехмаш» (официальный дилер Shell), — ведь ни один автопроизводитель не указывает в своем руководстве по эксплуатации автомобиля какую-то одну допустимую вязкость. Указывается диапазон вязкостей, которые можно использовать. В рамках этого диапазона возможны корректировки».
А вот выходить за рамки рекомендованного производителем диапазона крайне не рекомендуется. Иначе появляется риск ухудшения работы двигателя. Все масляные каналы и производительность масляного насоса спроектированы под определенные показатели вязкости, и только соблюдая этот показатель, можно быть уверенным в том, что масло подается к трущимся деталям под расчетным давлением.
«Меняя масло на более вязкое, мы увеличиваем нагрузку на масляный насос, поскольку ему приходится закачивать в масляную систему более густое масло и прогонять его по тонким масляным каналам, — говорит Вадим Храпунов. — Пока насос новый, он ещё может справляться с этой работой. Когда же он изнашивается, то в определенных режимах работы двигателя может возникать масляное голодание на некоторых точках двигателя».
«Более того, в современных моторах система переменных фаз газораспределения также рассчитана на работу с маслом определенной вязкости. Применяя масло с параметрами, выходящими за рамки рекомендованных заводом-изготовителем, вы рискуете нарушить работу данной системы, а следовательно, и качество сгорания топливо-воздушной смеси», — дополняет Максим Легушев.
Исходя из всего вышесказанного, эксперты отрасли считают, что масла не следует ранжировать по пробегу двигателя.
«Я считаю такой подход не верным, — поясняет Андрей Турсункулов, технический специалист компании «Сибиндустритехмаш» (официальный дилер Shell). — Двигателю с большим пробегом требуется тот же самый смазочный материал, что и новому. Единственно верным ориентиром для конечного потребителя и для розничного продавца должна быть рекомендация производителя, а не рекламные и маркетинговые лозунги и обещания производителя. В качественных маслах всегда используются противоизносные и противозадирные присадки, которые одинаково хорошо защищают и новые моторы, и подержанные».
Масла специального назначения Отдельным пунктом следует рассмотреть масла со специальными добавками, речь о которых уже шла в самом начале статьи. Дисульфид молибдена и другие компоненты сегодня довольно активно применяются при создании смазочных материалов как для двигателя, так и для гидравлических систем. Как относиться к этим продуктам, и могут ли они действительно минимизировать износ двигателя, как заявляют некоторые изготовители?
«Действительно, дисульфид молибдена, при рабочей температуре двигателя имеет способность, закоксовываясь, заполнять пространство. Это свойство масла с содержанием молибдена позволяет компенсировать увеличившиеся зазоры в трущихся деталях, — заявляет Вадим Храпунов. — масла с содержанием молибдена сегодня есть у многих известных производителей. Однако эксперты не рекомендуют использовать их постоянно. Даже на новом двигателе использовать такое масло можно через 4-5 замен, что позволит поддерживать двигатель в оптимальном состоянии в течение длительного времени».
Однако делая выбор в пользу масел с содержанием дисульфида молибдена либо ещё каких-то присадок, рекомендуется всё же отдавать предпочтение продукции известных брендов, обладающих мощной научно-исследовательской базой. Использование же дополнительных присадок большинство производителей смазочных материалов считают нецелесообразным. При создании масел работают огромные научно-исследовательские коллективы, которые занимаются упрочнением молекулярной решетки масла. Внесение дополнительных компонентов в структуру масла нежелательно, поскольку это может привести к нарушению его молекулярной структуры.
Взято из открытых источников