Найти тему

Художник за 2 года. Что такое насмотренность

Здравствуйте все. Делюсь своим опытом о том, как учился рисовать акварелью. Хочу помочь преодолеть страх и избежать ошибок.

Сочи 2018г.
Сочи 2018г.

Как я и обещал, сегодня поговорим о таком понятии как насмотренность.

Не хочу подсматривать в Википедии и давать научных определений, раскрою суть так, как понял сам.

Меня часто спрашивают: как я рисую?

Я вдохновляюсь местами, где побывал сам, или ищу интересные сюжеты на просторах интернета. Когда я отвечаю, что использую в качестве референса фотографию, - это разочаровывает людей. По какой-то причине люди считают, что художник должен рисовать с натуры, либо брать сюжеты из головы, а иначе не считается. Я уверен, что никто никому ничего не должен, а уж тем более в творчестве не может быть рамок и ограничений. Но давайте разберемся.

По дороге на работу.
По дороге на работу.
Чтобы изобразить достойный сюжет по памяти или из головы с определенной долей реализма, необходимо уметь создавать образы предметов, природные явления и физические эффекты.

Ваши деревья должны быть похожи на своих земных собратьев, вода должна "правильно" отражать окружающий мир, люди, животные, предметы должны по форме напоминать реальные объекты. Восходы, закаты, радуга или дождь с мокрым снегом, игра теней на горячей мостовой, сумеречный холод, морозный иней на хвойных ветках-все это должно жить на бумаге по реальным законам нашего мира.

Пруд в Филевском парке.
Пруд в Филевском парке.

А как нарисовать портрет по памяти? Ведь это же получится фоторобот какой-то: два глаза, нос, рот и уши. Мимических мышц на лице человека несколько десятков, а это огромная гамма эмоций и выражений. Ошибка в пропорциональном построении делает человека неузнаваемым. А есть еще ракурсы, повороты и наклоны, различное освещение.

Восточное побережье нашей Родины.
Восточное побережье нашей Родины.

Получается, чтобы нарисовать что-то, нужно знать, как это "ЧТО-ТО" выглядит. Нужно хотя бы раз увидеть это "ЧТО-ТО" или держать предмет изображения перед глазами (хотя бы перед мысленным взором).

Вечерняя Москва.
Вечерняя Москва.

Способность создавать шедевры по памяти или из головы, наверное, это есть высшая степень профессионализма художника. Возможно, так должно быть в идеале и я буду даже к этому стремиться. Если при рисовании с натуры нужны определенные способности, знания и умения, то как же рисовать из головы? Мы обязательно еще поговорим про натуры и пленэры.

А вот как же запихнуть в голову все, все, все, чтобы в нужный момент достать это из головы и нарисовать?

Калифорния.
Калифорния.

А вот для этого и нужна насмотренность. Нужно создать в голове некий банк данных, копилку образов. Открываем глаза, друзья, и смотрим, а нас, оказывается, окружает огромный и прекрасный мир!

Национальный парк Секвойя.
Национальный парк Секвойя.

Сделайте наблюдения за окружающим миром своей ежедневной привычкой. Не проходите мимо живописной лужи или фактурного забора, запоминайте, как колышутся листья на ветру и какие отбрасывает тени пожарная лестница. Пополняйте свой банк данных наблюдениями, картинка к картинке.

Национальный парк Секвойя.
Национальный парк Секвойя.

Посещайте художественные фестивали, ходите на выставки, изучайте работы мастеров в музеях. Наблюдая за картинами других художников, я пытаюсь понять, как мыслил автор, какому следовал алгоритму, какие использовал приемы, разгадываю секреты композиции, учусь читать язык живописи.

Фестиваль ArtLifeFest. Москва. Позирую для Eudes Correia.
Фестиваль ArtLifeFest. Москва. Позирую для Eudes Correia.

В современном динамичном мире главным ресурсом является время. Я не могу, как Шишкин, уходить в леса и часами наблюдать, как набухают почки, поэтому смело использую фотографии. Однозначно, фото не передает на сто процентов всей красоты, что видит глаз.

Русский музей С.Петербург. Сбылась мечта детства.
Русский музей С.Петербург. Сбылась мечта детства.

Про фото-референсы мы поговорим в следующей статье. Но фото можно использовать для нашей цели, в качестве пополнения информацией банка данных. Опираясь на фото, я возвращаюсь в тот самый миг и вновь испытываю эмоции от увиденного. У меня уже и так огромная коллекция фотографий из поездок, прогулок и простых наблюдений.

Каменный Столб. Роза Хутор.
Каменный Столб. Роза Хутор.

Мир прекрасен и удивителен, а жизнь- короткий миг на фоне бесконечности Вселенной. Держите глаза и душу открытыми, впитывайте красоту, окружающую вас.

Вывод: взращивая в себе художника, нужно стать наблюдателем: чем больше вы увидите и запомните, тем легче вам будет творить, а ваши работы будут приобретать качества, которые присущи шедеврам. Насмотренность - важный инструмент, обязателен в арсенале творца.

В следующей статье расскажу про начало своей коллекции картин.

Ставьте лайки, подписывайтесь на канал, пишите комментарии и задавайте вопросы.