Найти тему
За Русский Народ

Ось истории. Как представить историю России в графике?

Оглавление

ИСТОРИЯ РОССИИ — ИСТОРИЯ РУССКИХ

История России выстроена вокруг русской оси. С этим ничего нельзя поделать даже самым отъявленным мультикультуралистам.

Это не история земель — земли прирастали и отпадали, были частью самых разных стран и цивилизаций. И даже не история государства — государственные формы менялись не столь часто, как границы, но зато куда более резко. Это история народа, который рос и менялся, осваивал и терял земли, строил и перестраивал государство; который создал культуру, позволившую объединить все это изрядно растянутое пространство и время в единый центростремительный образ. Образ страны.

Конечно, он делал это не в одиночку. Где-то в противоборстве, а где-то в союзе с другими народами. Концепция союза народов вполне пригодна для России как модель межнациональных отношений. Но никакого союза не может быть без ключевой роли того народа, вокруг которого он был создан,— без русского ядра. Сплоченность страны прямо пропорциональна силе его гравитации.

ПЛЕВАТЬ НА РУССКИХ — ВРЕДИТЬ СТРАНЕ

Если вы боитесь, что самой постановкой вопроса о русской нации мы оттолкнем другие народы, не беспокойтесь. Гораздо быстрее мы вызовем их презрение демонстративным безразличием к собственным корням и жизненным интересам.

Мало вещей так повредили репутации России на постсоветском пространстве, как то оче­видное всем пренебрежение, с которым наши чиновники и дипломаты отнеслись к интересам миллионов русских, в одночасье оказавшихся за рубежом после распада СССР. Если Москва допустила это пренебрежение, чтобы не навредить интеграции, то она достигла обратного эффекта. Не может никого интегрировать тот, кто потерял уважение.

То же самое касается репутации центра внутри страны. В глазах этнических окраин он был и остается русским, а если начинает откре­щиваться от «своих» и поспешно «сдавать» их, то никто не увидит здесь наднациональной спра­ведливости — а лишь нечистую совесть и мало­душие. В этом случае он будет выглядеть слабым русским. А в конечном итоге — мертвым русским.

Чтобы объединять других, нужно по меньшей мере быть собой. Не стесняться этого. Настаивать на этом.

ПОСТАВИТЬ ГОСУДАРСТВО НА СЛУЖБУ НАРОДУ

В практической плоскости тему «русские и государство» часто сводят к введению в законодательство положений, касающихся особой роли русского народа в России. Например, положения о его «государствообразующем статусе».

Это верно и неверно. Неверно — если считать такого рода декларации самоцелью. Вопрос не в том, чтобы потешить национальную гордость великоросса в духе пресловутого сталинского «тоста за рус­ский народ», а в том, чтобы поставить государство на службу национальному развитию этого народа.

В этом отношении характерна терминология. Когда мы говорим «государствообразующий», мы определяем отношение народа к государству, которое он поддерживает, «несет на себе». Это важно. Но еще важнее — отношение государства к русскому народу, настройка целевых функций государственной машины на его интересы. Это ровно то, чего нам не хватает.

И здесь могут быть полезны в том числе и декларативные положения, закрепленные в Конституции и законодательных актах более низкого уровня. Ведь если те или иные общественно значимые задачи даже не продекларированы, то вряд ли они будут выполняться.

-2

БОЛЬШЕ ДЕЛА, МЕНЬШЕ СЛОВ!

Есть такой программный документ, как «Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации до 2025 года». В ней присутствует упоминание об объединяющей роли русского народа как о некоем историческом факте. Но когда дело доходит до целей государственной национальной политики, они сводятся к следующему: «упрочение общероссийского гражданского самосознания и духовной общности многонационального народа Российской Федерации (российской нации); сохранение и развитие этнокультурного многообразия народов России; гармонизация национальных и межнациональных (межэтнических) отношений; обеспечение равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств; успешная социальная и культурная адаптация и интеграция мигрантов».

Несложно заметить, чего нет в перечне этих целей.

А ЕЩЕ

А еще в данной программе нет задачи поддержания этнокультурного и этнодемографического баланса, то есть задачи сохранения и вос­производства России как страны с преобладанием русской культуры и русского населения. Вместо этого декларируется культивация «многообра­зия» и курс на прием инокультурных мигрантов (именно они нуждаются в адаптации и интеграции в первую очередь и составляют основную часть миграционного притока — около трех четвертей внешних мигрантов в РФ являются выходцами из Средней Азии). В совокупности это означает перспективу далеко идущей смены этнического состава населения страны.

Нет также и задачи поддержки русских за рубежом и содействия репатриации. В своей знаменитой Крымской речи российский президент признал-таки положение русских как крупнейшей разделенной нации в Европе. Но, как и раньше, так и по сей день этот кардинальный факт не учитывается государством ни де-юре, ни де-факто.

Отчасти виной тому — определение «соотечественники» в российском законодательстве как «со­отечественники за рубежом», во-первых, и «лиц, состоявших в гражданстве СССР», во-вторых. Неудивительно, что программа переселения соотечественников не сыграла практически никакой роли в решении проблем русских как разделенной нации. Причем не только в силу количественных (вместо миллионов в Россию переезжают в среднем по 20 тысяч соотечественников в год да и то славян среди них — только половина).

Увы, русские диаспоры за рубежом не являются адресатом государственной поддержки со стороны РФ; русские репатрианты не имеют никаких преимуществ в приобретении российского гражданства. Это в корне противоречит международному опыту «разделенных наций». Масштабные программы этнической репатриации и поддержки своих диаспор за рубежом, принятые в Германии, Израиле, Венгрии, Польше, Казахстане и ряде других стран, не стали ориентиром для Российской Федерации.

НЕ ХОТЯТ «КАК ЛУЧШЕ»

Одним словом, русские просто отсутствуют как звено национальной политики Российской Федерации.

Получается, что отношение государства к национальным задачам русского народа строится отнюдь не по принципу «хотели как лучше, а получилось как всегда». «Как лучше» не очень-то и хотели.

Сбой происходит не на уровне «сопротивления материала» или «эксцесса исполнителя», а на программном уровне, на уровне целеполагания. В этом разница между просто неэффективным и не-национальным государством.

-3

Еще больше статей в официальных социальных сетях журнала

ВКонтакте https://vk.com/zarussnarod
Одноклассники https://ok.ru/zarussnarod/
Facebook https://www.facebook.com/zarussnarod/

Все выпуски журнала доступны в мобильном приложении

Google Play: https://play.google.com/store/apps/details?id=me.ldpr.zrn
AppStore: https://apps.apple.com/ru/app/%D0%B7%D0%B0-%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9-%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4/id1441628628