Все мы люди. Ничто человеческое нам не чуждо. Например, ненавидеть весь мир и игнорировать закономерности, связывающие эту ненависть с банальными физиологическими ситуациями голода, недосыпа, усталости. Нет, мы выше этого. Мы же не бессознательные животные, идущие на поводу у примитивных процессов, происходящих в организме. Мы же не можем обесценивать наши искренние чувства. Или же... можем? И что нам это даст?
Как мы склонны интерпретировать свои эмоции и можем ли мы лучше?
Редуцирование наших сложных эмоциональных мотиваций до простого "не выспался" или "у нее ПМС" обычно ассоциируется с едва ли не унижением. Если вы на что-то обидитесь, и вам скажут - "да ты просто не с той ноги встал" - то, вероятно, вы почувствуете легкий привкус пренебрежения: вас явно не воспринимают всерьез. Да о вас вообще ноги вытирают (те самые, с которых они-то встали утром в правильной последовательности, ага), что уж там.
Если ваш друг обидится на вашу совершенно безобидную шутку (вы правда ничего такого не имели в виду!), то... он, наверное, не с той ноги встал. Ну, бывает с человеком, посмеемся и забудем. Ну, можно спросить других людей, обиделись бы они на месте того друга или нет, и откалибровать свое поведение в зависимости от результата. Знаете, одна голова хорошо, а пять - лучше. Калибровать себя в зависимости от реакции референтной группы - вообще полезная штука, всем советую.
Если ваша девушка начнет безудержно вскрываться от того, что вы не помыли за собой посуду немедля после ужина или поставили свои ботинки на не предназначенное для того место в коридоре, то у нее на работе явно много стресса. Но упаси боже ей сообщить об этой догадке в тот же момент - за кого мы ее принимаем?
Замечаете?
Что, если тот самый друг или та самая девушка - это вы? Или для вас такая ситуация невозможна?
Дело вот какое. Порой мы искренне верим своим чувствам и не подвергаем их сомнению, и в этом - наша слабость. Если мы ненавидим вот этот вот грязный носок, лежащий прямо около кровати, или вот эту подругу, которая не пошла с нами гулять из-за того, что у нее болит живот, то мы не склонны искать подводные течения, которые нас сюда принесли - нам хватает того, что на поверхности. Меня это бесит - значит, меня это бесит. Мы не склонны проверять, сколько к моменту ненависти прошло часов с тех пор, как вы последний раз поели.
Мы не склонны относиться критически к собственным эмоциям.
Мы им доверяем. А зря.
И дело здесь не в обесценивании. Во-первых, много ли ценности в бурных драмах, растущих из вашей головы? Если вы скажете, что это вопрос справедливости, то я скажу вам - это вопрос интерпретации.
И не в защите себя от газлайтинга - ну вправду, всякий, кто вам говорит нечто мало-мальски неприятное, становится вам врагом? Серьезно?
Дело здесь - в понимании того, кто мы есть.
А между тем, мы - животные, которые в моменты голода должны быть готовы отобрать пищу у другого, или, скажем, должны быть готовы к охоте, или к другой агрессивной деятельности, которая позволит нам выжить.
И понимание этого дает нам свободу. Свободу стать лучше. И встать на путь эмоциональной дисциплины. Если мы понимаем, что и почему мы чувствуем, мы можем этим управлять. Если мы хотим строить с окружающими здоровые продуктивные отношения, то стоит отказаться от эмоциональной распущенности и учиться действовать, не исходя из сиюминутных волн тоски, печали и агрессии, порой заслоняющих собой нечто более устойчивое и взвешенное.
И заметьте - эти сиюминутные нарушители нашего покоя - они, как правило, не послы счастья, они негативны. А значит, укротив их, мы получаем чистый профит в виде дополнительных минут и часов безмятежности и уравновешенности.
Не стоит отрицать свои слабости. Стоит узнавать их и запирать на замок продуманной диеты, распорядка дня, регулярного питания, своевременного отдыха. Если что-то рушится - стоит обратиться к этому списку и сверить план и реальность. А затем уже обрушиваться на родных, близких, знакомых и случайных прохожих с неправедным гневом, если вдруг что-то не сошлось. Мы ведь тут все за честность и справедливость, не так ли?