Первое впечатление — самое сильное. Часто бывает обманчивым, откровенно ложным, но мощи не теряет.
На что мы смотрим, когда впервые знакомимся с человеком? Нет, не на одежду и белизну зубов.
Люди обращают внимание на язык тела, тембр голоса и интонации. Если человек держит спину прямо, не поджимает плечи и говорит спокойно и размеренно, его воспримут более серьезно.
На то, как новый человек знакомится, расставляет границы (что при нем делать можно, а что недопустимо, что говорить можно или нельзя) и реагирует на провокации. Если вообще реагирует.
Часто самопрезентацию можно увидеть на первом свидании — она показывает себя максимально женственно, а он — мужественно.
При приеме на работу гендерные позиции не всегда важны — важно продемонстрировать навыки и проф.пригодность.
Все эти впечатления складываются у людей еще при первой встрече, потому что собеседники грамотно себя «ставят», т.е. самопрезентуют.
Имиджмейкинг
С момента, когда маркетинг начал развиваться бурными темпами, а политические игрища превратились в полноценные шоу, зародилась профессия имиджмейкера.
Специалист научит, какого цвета галстук повязать, какую принять позу и как именно посмотреть, чтобы завоевать расположение публики.
Но раньше справлялись и без них, причем инструменты были самые банальные: самооценка и собственные заслуги.
Уверенный в своей неотразимости человек не сутулится, не вжимает голову в плечи и не садится на краешек стула.
Его поза уверенная: подбородок вперед, грудь раскрыта, руки отставлены от боков — он как бы захватывает пространство.
Вспомните позу супермена — он даже плащом умудряется занимать место вокруг
Самооценка = язык тела
Отличной самооценке способствуют достижения: кто-то поступил и закончил университет без помощи денег и родителей, другой в 27 лет занят место директора только своими силами…
Поэтому формула чуть усложняется
Самооценка + достижения = язык тела и эффективная самопрезентация
Но всегда есть уникумы, которые выезжают только на самооценке.
Смотрим кино
В этом плане «Крутая Джорджия» — довольно показательный пример. Взбалмошная калифорнийская принцесска (Рейчел в исполнении Линдси Лохан) приезжает на каникулы к бабушке в Айдахо — штат деревенского типа.
На новом месте ее ждут новые знакомства, т.е. постоянная самопрезентация.
В каждом из знакомств она разная, потому что общается с разными людьми.
Небольшая предыстория: Рейчел выгнали из школы за отвратительное поведение, она разбила подаренный отчимом «Мустанг», бродит по клубам и вечеринкам, употребляя всё подряд. Ей 17 лет.
Но вот как она это преподносит
Предки не одобряют мой стиль. Может, потому что он есть? Я с дуру закончила школу в январе, в колледж только осенью… ну я пару раз засветилась… Они сбагрили меня все лето сидеть в Айдахо. С единственной личностью, которую моя мать не может построить. Ну давай, строй меня, ба!
В позе, интонации и словах нет даже тени сомнения, что здесь есть ее вина. Далее по фильму выяснится, что Рейчел все прекрасно осознает и даже пытается исправить, но конкретно этот момент — показательная презентация себя и своих «достижений».
В определенной мере этому можно поучиться, чтобы получить хорошую работу, положение в обществе и другие блага, которые перепадают тем, кто может себя преподнести.
Но многие презентуют себя «на жидких щах» — за душой особо ничего нет, достижений кот наплакал, а от самооценки одно название.
Блеф быстро раскрывается, а обманщики с утроенным трудом зарабатывают новый имидж. Это дело неблагодарное и довольно бесполезное.
Нормально делай, нормально будет.