Дореволюционная система образования коренным образом отличалась от советской системы и от того, что представляет школьное образование сейчас. В чём же заключались эти отличия? Для школы советской был характерен "всеобуч", в то время как дореволюционная школа имела пять укладов, и объединить их в единую школу не приходило в голову государственным деятелям. А если такие идеи и появлялись у кого-нибудь, они встречали сопротивление.
Вот эти уклады:
- Духовная школа (семинария, училище и — позднее — епархиальное училище для женщин).
- Военно-дворянская школа (кадетский корпус и военное училище)
- Домашнее образование ( играло большую роль и даже регулировалось законодательно)
- Профессиональное образование: средние и низшие технические училища, ремесленные училища, профессиональные курсы
- Общеобразовательные учебные заведения: земская школа, реальное училище, классическая гимназия.
Подробнее я хочу остановиться на последнем укладе и рассказать, чем отличались друг от друга данные учебные заведения.
Классическая гимназия
Срок обучения - 7 лет. Классическая гимназия давала своим выпускникам беспрепятственный доступ в университет.
В этих учебных заведениях было пять главных предметов: латынь, греческий, математика, русская словесность, Закон Божий. Кроме основных предметов были и второстепенные: история, география,чистописание, рисование, один или два иностранных языка. Классическая гимназия считалась самым привилегированным учебным заведением.
А теперь про оплату. В конце 19 века в крупных городах она составляла 20-30 рублей за учебный год, в уездных городах 10-20. Для сравнения, среднегодовое жалование в Российской Империи равнялось 190 рублям. Такая плата была непосильна для большинства граждан страны.
В советское время были попытки возродить данную систему образования. Пробовали вводить изучение латыни в школах, но до классической гимназии таким школам было далеко, ведь классическая гимназия — это целый ансамбль дисциплин, а не только латынь…
Реальное училище
Реальное училище - это второй тип общеобразовательного учебного заведения. Обучение в училищах велось по трём направлениям - общее, коммерческое и реальное. В старших классах изучались механика, химия, а также технологические и коммерческие предметы. Дополнительный 7 класс готовил учеников для поступления в высшие технические учебные заведения. В университеты выпускников реальных училищ не пускали.
Земская школа
Земские школы — это, по преимуществу, начальные училища. Они были очень разными. Этот тип больше всего похож на советскую школу, здесь преподавались грамота, арифметика, некоторый объем математики, нужный для практических нужд и некоторые сведения по истории, словесности, естественным наукам, кроме того Закон Божий. В этих школах совместно обучались дети обоих полов, без различия по сословиям и вероисповеданию. Обучение было бесплатным и не имело никакой цели, кроме формирования у учеников начального уровня грамотности.
После 1917 года такой тип школьного учебных заведений канул в лету. После развала Советского Союза стали предприниматься попытки выстроить новую систему образования, похожую на дореволюционную. Тут и там вчерашние школы стали присваивать себе гордое имя "гимназия", но суть осталась прежней.
Считаете ли вы такой тип общего образования успешным и можно ли реализовать эту систему в условиях современной России?
Читайте также
Чем американские школы хуже российских
Почему российские школы хуже американских
Как развить в ребёнке ненависть к учёбе