Ни для кого не секрет, что любая техника имеет свойство устаревать как физически, так и морально. Данная теория применима и к тактической авиации. Если рассмотреть сегодняшнюю ситуацию в ВВС, то что у нас в России, что у Америки, есть самолеты, которые уже дорабатывают свой летный ресурс. Если в ВКС РФ это МИГ-29 и СУ-27, то у Америки это F-16 и F-15. Примерно одинаковым путем происходит их постепенная замена: в России это МИГ-35 (поколение 4++), СУ-30СМ и СУ-35 (прародителями которых являются все те же МИГ-29 и СУ-27); у Америки же это F-35 и F-15ЕХ/F-15СX (F-15ЕХ/F-15СX это те же F-15Е/F-15С доведенные до поколения 4++). Но вот что интересно, если американцы начинают постепенно заменять F-16 на F-35, то в ВКС РФ замена МИГ-29 на МИГ-35 как-то затормозилась: по планам госзаказов предусмотрено приобретение всего 6 истребителей МиГ-35 до 2023 года! Правда странно? Но на этот вопрос есть ответ: в ОАК считают, что МИГ-35 слишком дорогой — порядка 45 млн $ (для примера: шведский «Gripen» — 48 млн $ и он однодвигательный). И вот в умах руководства, а именно небезызвестного оптимизатора А. Сердюкова, родилась идея: нужно создать более дешевый вариант истребителя. Даже название придумали: Легкий Фронтовой Многофункциональный Самолет (ЛФМС), а корпорации «МИГ» уже выделили 4 млн руб. на аэродинамические расчеты. По прогнозам специалистов, ЛФМС должен занять что-то среднее между ЯК-130 и МИГ-35. А вот теперь задайтесь вопросом — а нужен ли ВКС такой самолет? У нас уже есть многофункциональные самолеты: это и СУ-34 (он же по ттд и истребитель и бомбардировщик) и ЯК-130 (который легко может выполнять и роль штурмовика). Давайте порассуждаем дальше. Если МИГ-35 (слишком дорогой, оснащенный хорошей авионикой, имеющий РЛС с АФАР) поколения 4++, то какой же будет ЛФМС подешевле/попроще? Наверняка ЛФМС будет не более поколения 4+. И вот, лет этак через 10 появится ЛФМС, который уже точно не будет никому нужен. Все шагают вперед, уже к 6 поколению, а мы вернемся на шаг назад. А миллиарды-то будут потрачены. Может быть вернуться к выпуску МИГ-21 — как говорят: «будет и дешево, и сердито». Возможно, в необходимости ЛФМС и есть рациональное зерно, но его надо было разрабатывать еще лет 10 — 15 назад.
Статья вас заинтересовала?
Нажмите палец вверх и подписывайтесь на наш канал, чтобы быть в курсе последних новостей авиации и космоса.