«Ну ты и вообразил!», «Нет, ты только вообрази себе!», «Воображала ты!». Знакомые фразы, не так ли? Но что стоит за всеми этими словоформами, образованными от одного корня, того, что обозначает феномен воображения.
Спросите, что такое воображение, у любого учёного, занимающегося проблемами сознания. И не получите внятного ответа, выходящего за рамки хрестоматийного определения, гласящего, что воображение - это преобразование представлений, создание новых образов на основе имеющихся. За этой лапидарной формулой нет сути, нет понимания, есть лишь поверхностное описание самого процесса - так, чтобы это было понятно обычному человеку.
Не судите строго этого ученого. Даже если он пустится в сложные рассуждения о нейронных связях, синапсах и глубоких слоях мозга, яснее от этого не станет. Потому что даже само понятие сознания до сих пор является тайной за семью печатями, что уж говорить о такой сложной надстройке сознания (если позволено использовать такой термин), как воображение.
А между тем, воображение - вовсе не детская игра, когда ребёнок берёт камень и видит в нём машинку, едущую по песку, или жука, ползущего по своим делам, и дитя наделяет неживой и недвижный объект свойствами сложного механизма или живого существа. Хотя это детское «как будто» мало чем отличается от сложнейшего «а что если», на основе которого вырастет потом теория квантовой запутанности или проблемы фолдинга белка. Из первого вырастает второе, отличаясь только объёмом и значимостью, суть же процесса одна. И какова она - не знает пока никто.
Но это незнание не мешает нам пользоваться воображением. Вставая утром и мысленно планируя день, мы воображаем себе, что проведём его так-то и так-то, скажем кому-то то-то и то-то; слушая рассказ друга о его поездке, скажем, в горы, где мы никогда не были, мы, откликаясь на его слова, воображаем себе всё, что он нам рассказывает, - и мы даже не задумываемся, что задействуем в этом случае механизмы воображения. По сути, процесс полноценного мышления неотделим от воображения.
Обращаясь к воображению, как к чему-то само собой разумеющемуся, мы даже не осознаём всю мощь и масштаб потенциала воображения. И дело даже не в том, что, по словам Татьяны Черниговской, воображение важнее всех знаний, информации, потому что не имеет границ - эта мысль слишком объёмна, чтобы сразу переварить её, и слишком абстрактна, чтобы почувствовать её влияние на каждого из нас. Дело в том, что даже без такой глобальной абстракции воображение позволяет совершать настоящие чудеса, наделяет нас сверхспособностями, по сравнению с которыми фантастические супергеройские саги не выглядят такими уж фантастическими. Судите сами: в основе эффекта плацебо лежит сила воображения (это, конечно, изрядное упрощение, но тем не менее), в основе любого аутотренинга лежит воображение (как и в основе очень многих методик, позволяющих психологам и психиатрам решать множество проблем своих пациентов - эмоциональных, ментальных, а порой и физических), в основе веры так или иначе лежит воображение, а выражение «вера горами движет» имеет множество доказательств, демонстрирующих грандиозную силу воображения.
Позволю себе банальнейший и несколько пошлый пример. Помните знаменитую сцену из «Матрицы» с ребёнком, который одним взглядом гнёт ложку и говорит Нео: «Нет никакой ложки». Это воображение! С его помощью, а не с помощью, скажем, логики, воли или эмоций можно осуществить это самое «Нет никакой ложки».
Воображение - это тот самый ключ, который позволяет посмотреть на мир так, как его ещё никто не видел! Ключ, открывающий мироздание лично для вас - как бесконечный источник идей, как источник творчества.
Творчество немыслимо без воображения. Оно просто не существует без него. Само понятие творчества синонимично воображению - оно создаёт то, чего раньше не было. Любая творческая деятельность - музыка, танец, живопись, литература, а также прикладные их формы - зиждется на работе воображения. Но не только эти классические ипостаси. Созидание себя, своего образа - это тоже творчество, и здесь также задействованы механизмы воображения. И чем мощнее ваш «воображариум», тем успешнее ваше творчество.
Возможно ли начать творить? Может ли стать творцом любой человек? Каждый из вас, читающих сейчас эту статью? Конечно! Нужно ли тренировать для этого воображение? Безусловно! Существуют ли конкретные техники для тренировки воображения? Да! От самых простых до сложных, от телесных практик до медитативных. Многие из таких упражнений используются в тренингах творческих состояний.
Юлия Науанова