Примерил на себя одну из программ обучения, которую сейчас запустил Сбер совместно с Google и Ростуризмом.
18 уроков.
Общая продолжительность: 2 часа 33 минуты
Домашние задания: нет
Ссылки, книги, рекомендации: одна хорошая рекомендация в последнем блоке
Тема обучения:
«Туризм, как построить бизнес и выплыть во время шторма».
Раз туризм, то буду примерять обучение на знакомую мне область — турагентство.
Посмотрел внимательно все уроки, готов делиться выводами и наблюдениями.
Обучение ведут эксперты:
Маркетолог Илья Балахнин, Глава Ростуризма Зарина Догузова и ещё пара специалистов в области финансов и HR.
Опытом делятся три предпринимателя, с достаточно уникальным для среднего турагентства продуктом: владелец отеля-дачи, для отдыха на выходных и быстрой перезагрузки, основатель деревни-этнопарка и предприниматель организовывающий путешествия в разные уголки нашей необъятной.
Программа разбита на тематические блоки:
1. Позиционирование и целевая аудитория;
2. Исследование клиентов и конкурентов;
3. Учёт и налоги;
4. Командообразование и управление;
5. Антикризисное управление.
Внутри блоков несколько уроков.
В каждом блоке есть короткая, вводная теоретическая часть и её преломление через призму опыта трёх предпринимателей.
Например.
Речь про целевую аудиторию, эксперт курса коротко объясняет что это, а предприниматели рассказывают как у них организован поиск и ориентирование на их целевую аудиторию.
Краткие выжимки из каждого блока с моим резюме.
Блок про позиционирование и ЦА.
Илья объясняет в общем, как отстроить свой бизнес от конкурентов и зачем нужно искать своего клиента, а предприниматели подкрепляют теорию рассказом о своём практическом опыте.
Упомянули тему карты путешествия клиента — это когда бизнес от обращения до покупки проводит клиента по разным стадиям, которые клиента прогревают, а после первой покупки, выводит на малый круг для повторных покупок, где на прогрев тратится значительно меньше времени. Про лояльность, в общем.
Заморочка, но полезная для любого бизнеса, так как раскладывает большой путь на маленькие отрезки и помогает улучшать каждое касание клиента с вашей фирмой.
Вывод по блоку.
Примеры трёх предпринимателей гипертрофированны относительно традиционной турфирмы, продающей летом Турцию, а зимой Таиланд.
Аудитория, которая едет в этнопарк специфична по своим предпочтениям и интересам, это не массовый туризм, где проще составить портрет своего покупателя.
На таких примерах легче понять суть того, почему турагентству, да и любому бизнесу нужно найти своё место в голове нужного клиента.
Блок про исследования.
Исследование клиентов и конкурентов.
Специфика ценообразования в туризме.
Этот блок, по-моему мнению про пару фишек.
Первая фишка про то, как с помощью сервиса Гугл и теории опросов провести простое исследование своей аудитории.
Вторая фишка про несколько сервисов в интернете, которые помогают проверить юзабилити вашего сайта и посмотреть, как пользователи ведут себя на сайтах конкурентов.
Спикеры-предприниматели рассказывают про то, что проведя аудит своих продаж, посчитав прибыль с каждого договора отсеяли наименее рентабельные направления, чтобы работать с высоким ценником и более вменяемой аудиторией.
По сути всё.
Отдельно в этом блоке есть про ценообразование в ТУРИЗМЕ.
На мой взгляд это не про туризм и блок должен называться «одна мысль про ценообразование в бизнесе».
Короткое представление про то, что цена ставится в зависимость от ценности и наоборот в Декартовых координатах.
Только вскользь предприниматель-владелец агентства путешествий по России упоминает про то, что туроператор даёт комиссию, и турфирма зарабатывает на ней — но даже не в явном виде.
Коротко проговаривается про то, что можно добавлять накрутку 25-30% на собранный вручную турпакет.
От себя должен возразить экспертам.
Ценообразование в туризме это про поставщиков: принимающие стороны и туроператоров, авиакомпании, системы бронирования билетов и трансферов, центры бронирования пакетных туров, страховые компании с одной стороны и агентское вознаграждение, комиссии от авиакомпаний и систем бронирования, процент маржи при продаже виз и формировании турпакетов с другой стороны.
Блок про учёт и налоги.
Абстрактный рассказ про виды налоговых режимов в России, про то, что штатных бухгалтеров заменяют ауторсинговыми, а бизнесу нужен финансовый план.
Резюмировать особо нечего, так как блок поверхностный.
Материал в блоке, уровня первого курса любого ВУЗа, занимающегося подготовкой специалистов по экономическим дисциплинам.
Блок про эффективное управление командой.
Короткий рассказ про то, что собственник при расширении бизнеса нанимает в команду исполнителей, делегирует, выходит из прямого выполнения работы и далее из операционки.
Предприниматели рассказывают про то, какие выполняют функции, как ищут и мотивируют персонал — материально и не материально. Немного говорят про ценности компании и как подбирают людей.
Здесь мне понравилась фишка владелицы этнопарка — сотрудники пишут просьбы на бумажках, оставляют их в специальных местах, которые она ежедневно собирает и обрабатывает, тем самым разгружает себя от бесконечных просьб в течение дня.
Касаются темs поиска и найма персонала.
Эксперт по HR советует искать сотрудников на сайтах про работу, указывать нужные вам навыки и умения, обозначать зарплату:)
Моё резюме по блоку.
Неплохие, но обобщённые советы, с таблицами.
Завуалированно рассказывают про техники обратной связи от руководителя сотрудникам, в частности, метод гамбургера.
Хоть техник обратной связи гораздо больше, спикер этого блока остановился на одной.
Блок про антикризисное управление.
Короткий рассказ как все просели в период кризиса, внедрение бизнес-процессов и….опять про позиционирование — всё это упаковано в волшебную пилюлю от всех кризисных проблем.
Занавес.
Резюме общее.
Заявленная тема настраивает на серьёзный разговор и погружение в текущие проблемы бизнеса из сферы туризма.
Тема не раскрыта, и это обучение можно с таким же успехом сделать для любой отрасли бизнеса в сфере услуг, пригласив несколько экспертов из нужной ниши, как сделано здесь с туризмом.
Доверив обучение предпринимателям из курса оно получилось бы таргетированным в тему туризма и было полезнее тем, кто хочет начать бизнес в туризме или получить информационную поддержку от коллег из туротрасли.
Технически обучение сделано хорошо — съёмка, вёрстка текста по картинке, звук, разделение по блокам.
К сожалению, полезных, практических советов для предпринимателя, владеющего турфирмой нет.
Три сильных бренда почему-то не стали вкладывать все свои знания и умения в это обучение, а жаль, так как с их компетенциями и экспертизой могли бы создать крутой курс.
Может быть, это — проба пера.
Посмотрим.