Найти тему
🌄 Горизонт истории

Вербовка людей: основы придуманы до 1914 года

Оглавление

"Ваша страна нуждается в вас", - прозвучал военный призыв британского государственного секретаря по военным вопросам Герберта Китченера в 1914 году в одном из самых известных и широко имитируемых фрагментов пропаганды Первой мировой войны.

Классический пропагандистский плакат, который начали повторять разные страны для пополнения армии.
Классический пропагандистский плакат, который начали повторять разные страны для пополнения армии.

Плакат, подобный припеву Джеймса Монтгомери Флэгга 1917 года с дядей Сэмом, говорящим «Я хочу тебя для армии США», является ярким примером того, как правительства пытались повлиять на своих граждан с помощью смелых, широко распространенных сообщений в плакатах, листовках, газетах, выступлениях и др. появляющиеся СМИ, такие как кино.

Хотя пропаганда существовала до Первой мировой войны, время конфликта означало, что оно сыграло большую роль.

«В игру вступают средства массовой информации, бум в популярной прессе и появление фильмов. Это было первое крупное военное событие, когда правительства начали использовать средства массовой информации стратегически», - говорит профессор Джо Фокс, специалист по истории пропаганды в университете Дарема в Англии.

Вербовка была ключевой темой в начале конфликта. Растущая потребность в войсках превратила ранние призывы к объединению в эмоциональный шантаж - на плакате 1915 года были дети, спрашивающие: «Папа, что ты делал в Великой войне?»

Русская карикатура времен Первой мировой войны
Русская карикатура времен Первой мировой войны

Воинская повинность была введена в Великобритании в 1916 году.

Так называемая пропаганда злодеяний была распространена. Правительства пытались оправдать и завоевать поддержку войны, освещая злодеяния, предположительно совершенные оппозицией. Примеры, используемые британцами, включают в себя рассказы о том, как немецкие солдаты штыковали младенцев в Бельгии, и истории о существовании фабрики в Германии, где тела погибших солдат превращались в изделия.

В то время как нет точных цифр в объеме произведенной пропаганды, историки и отчеты того времени предполагают, что она была широко распространена.

«Оргия убийства на поле битвы произошла на фоне оргии загруженных слов», - пишет Алиса Гольдфарб Маркиз в «Словах как оружии: пропаганда в Великобритании и Германии во время Первой мировой войны».

К июню 1915 года Британское бюро пропаганды войны в Веллингтон-хаусе в Лондоне распространило «около 2,5 миллионов экземпляров книг, официальных публикаций, брошюр и речей на 17 разных языках», касающихся «прав и ошибок войны», по словам Чарльза Мастермана. Г-н Мастерман, бывший журналист, пригласил ведущих авторов, в том числе сэра Артура Конан Дойла, Томаса Харди и Редьярда Киплинга, обсудить наилучшие способы продвижения интересов страны.

Карикатура времен Первой мировой войны
Карикатура времен Первой мировой войны

США начали аналогичную операцию еще до начала войны.

Германия также создала пропагандистский механизм в начале конфликта, создав Центральный офис для дипломатической службы, который многие историки считают проигравшим пропагандистскую войну.

Отголоски во Второй мировой войне

Эта неудача не была потеряна для Гитлера, который посвятил целую главу «Майн Кампф» восхвалению британской военной пропаганды, осуждая усилия Германии.

«То, что мы не смогли сделать, сделал враг с удивительным мастерством и действительно блестящим расчетом. Я сам многому научился из этой вражеской военной пропаганды », - написал он.

Германия восполнила этот предполагаемый провал во время Второй мировой войны под руководством Иосифа Геббельса.

Несмотря на успехи пропаганды союзников во время Великой войны, союзники смягчали свой подход во Второй мировой войне после негативной реакции в годы между конфликтами.

Очередная карикатура
Очередная карикатура
«Инъекция яда ненависти в умы людей посредством лжи является большим злом в военное время, чем фактическая гибель людей», - писал Артур Понсонби в 1928 году. «Осквернение человеческой души хуже, чем разрушение человеческого тела».

Несмотря на некоторую негативную реакцию, пропаганда играла роль во всех конфликтах со времен Первой мировой войны, включая недавние события на Ближнем Востоке, и трансформировалась в различные формы, поскольку люди потребляют разные средства массовой информации.

Как скажет правитель, так и будет. Не напоминает текущую ситуацию?
Как скажет правитель, так и будет. Не напоминает текущую ситуацию?

Пропаганда регулярно используется как метод воздействия на людей вне конфликтов, в частности, со стороны жестких политических режимов. И многие формы коммуникации от демократических правительств, такие как кампании по информированию о здоровье, могут быть классифицированы как пропаганда.

Сегодня технология манипулирования практически не изменилась.

Читайте еще: