Если вы интересуетесь, почему прожженный PR-щик вдруг заговорил о жизни вне бизнеса и медиа, то ответ вам не понравится. Конкуренция ужесточилась. Нет, не у меня, у вас. Да, прямо сейчас кто-то стал лучше, чем вы, потому что громко об этом заявил. Потому что знает как, потому что знает где и когда нужно выкрикнуть «Это я! Это я!». Даже если никто не спрашивает: «И кто у нас хороший мальчик?»
Я планирую череду статей для тех, кто понимает – репутация нужна всем. И еще для тех, кто понимает, что учиться – это хорошо. А учиться самому делать свою репутацию – хорошо вдвойне.
Как и обещано, вот 6 пунктов, которые сделают вас «своим человеком» в дикой среде офисной жизни:
1. Начинать нужно со стереотипов.
Когда в офис приезжают американские делегаты, от них начинают шарахаться. А почему? Да их улыбка в пол-лица и жизнерадостное «Hello! How are u?» вступает в резонанс с нашим угрюмым «Дела идут, но не моим маршрутом». Чтобы влезть в душу, первое время нужно быть предсказуемым, безопасным. Не лезьте в чужой монастырь со своим уставом.
Да, и никого не интересует, как оно там принято у вас (если, конечно, вас не потому пригласили в компанию, что у вас «там» есть чему поучиться).
Итак, вы поговорили о погоде, обсудили кофе – контакт налажен. Как это понять? Человек продемонстрирует некое смятение при переключении внимания на вас. Началась эмоциональная раскачка.
2. Начинаем говорить о хобби.
Хобби есть у всех. Собаки, рыбалка, охота, машины, дети, путешествия, пришельцы, политика – методом перебора. Оно себя ждать не заставит, оно вырвется наружу, потому что является страстью «объекта». Подсказки должны быть разбросаны в районе его рабочего места: карта в спортклуб: Отлично! Стикер «позвонить ветеринару»? Вообще чит!
Жмите, пока не найдете нужное. Хобби – это эмоциональная форточка, которая позволит дворнику говорить на равных с министром. Если они оба, например, заядлые рыбаки.
Разговаривать с человеком о хобби надо его же словами. Копируйте его интонацию и речевые штампы. Но не передразнивайте!
Дело сделано, когда «объект» начинает хвалиться достижениями, хвастаться без оглядки.
3. Молчание – золото.
Пока человек хвалится, тихонько поддакиваем, не перебивая. Это отличная возможность узнать, за что себя ценит человек. Обычно за то же он ценит и окружающих.
Однако «объекту» нужно дать похвастаться не более 6-7-ю достижениями. Иначе потом, осознав, что перехвалил себя перед вами, человек постарается отдалиться, смутившись.
Прервать поток самовлюбленной речи можно фразой вроде «А я, вот не такой ловкий в...», «Жаль, что у меня нет такой силы воли» – по ситуации. И тут будут два варианта: человек начнет давать советы или оправдываться, что не такой уж идеальный. В первом случае вы уже, считай, не разлей вода. А для второго есть ухищрения.
4. Не дадим себя раскритиковать.
Собеседник начинает перечислять то, в чем он не идеален. «Я не идеален, один раз забыл историю болезни в брюшной полости, сверхсекретные документы в «Макдональдске», сидел в кресле босса, пока он не видел и т.д.».
Здесь нужно дать человеку проговориться, но не дать проговориться о слишком многом. Ведь наша цель не стать «кротом», а быть принятым в племя.
На его слова выдаем контр-аргументы из предыдущей его же речи (той, что про идеальность). Теперь придется пережить агрессию или провокацию.
5. «Проверка на вшивость».
Теперь вы знаете о человеке слишком много для новичка. И он это понимает. Как узнать, насколько вы способны хранить секреты? Заговорить о других. Вас ждет череда вопросов о бывшем боссе (если «объект» - новый босс), о бывших коллегах, о тех, с кем вы уже успели познакомиться здесь. Настроение разговора будет немного агрессивным – из вас будут вытягивать негативную информацию о знакомых. Начнете обсуждать и осуждать – проверка провалена. Отныне на вас клеймо сплетника и интригана.
Вы думаете, регулярно изгонявшийся Чубайс просто так возвращался обратно? Он молчал о грешках верхушки. А вот Александр Коржаков, разоблачивший «сливки Олимпа», так и коротал с того момента век на подступах к вершинам.
6. Получаем, что хотели.
После всех этих манипуляций можно обращаться к начальству (если оно - «объект») с интересующими вопросами, а к коллеге - с просьбой.
При этом, образ порядочного душевного человека должен охраняться. Просьба к боссу должна восприниматься примерно так: мне больно говорить вам об этом, но как же мне прокормить семью на сокращенную после кризиса зарплату?
Если речь о неприятных для вас начинаниях в коллективе (а это может быть и взяточничество, что наказуемо, и желание смены власти), говорите, что «ходят слухи, надо бы их пресечь», но «нужно прежде тщательно разобраться».
Разумеется, провернуть желаемое с первого раза может не получиться. Не дожимайте собеседника. если видите, что он срывается с крючка. Повторите заход – сейчас или позже.