Найти тему
diletant.media

Как в СССР пытались искоренить пьянство?

Оглавление

В ход шли все средства: от пропаганды здорового образа жизни до вырубки виноградников.

В мае 1985 года в Советском Союзе начинается массовая антиалкогольная кампания. Результаты получились противоречивыми, население было недовольно, и в скором времени затею пришлось свернуть.

Новая кампания

Антиалкогольные кампании в Советском Союзе проводились не единожды. 1918, 1929, 1958, 1972 — все эти года ознаменованы массовой борьбой с пьянством. Но наибольшую известность получила кампания, инициированная Михаилом Горбачевым. Придя к власти, генеральный секретарь понимал, что потребление алкоголя стало массовым.

7 мая вышло официально постановление № 410 «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма и искоренению самогоноварения» от Совета Министров. Именно с этого постановления начинается антиалкогольная кампания в СССР.

Михаил Горбачев с Егором Лигачевым. Источник: wikipedia.org
Михаил Горбачев с Егором Лигачевым. Источник: wikipedia.org

Наступление по всем фронтам

У кампании тут же появился свой лозунг: «Трезвость — норма жизни». А самым громким рупором этого масштабного движения стала газета «Правда».

Теперь из кинофильмов аккуратно вырезались сцены застолья и приветствовались безалкогольные свадьбы. Сам алкоголь можно было купить только в дневное время в специальных магазинах. Были повышены штрафы за появление в нетрезвом виде, запрещалось пить на производстве. По всей стране организовались общества трезвости и здорового образа жизни.

В Молдавии и в Абрау-Дюрсо, где вино является традиционным товаром производства, и во многих других местах массово вырубались виноградники. По официальным данным, только в Молдавской ССР было уничтожено 80 тысяч гектаров виноградных участков.

Противоречивые результаты

Самая активная фаза кампании пришлась на 1985-1987 годы. Будет объявлено, что благодаря таким действиям удалось предотвратить более миллиона смертей. На деле производство спиртных напитков сократилось вдвое. Но все эти акции по борьбе с пьянством негативно сказались на населении. Прежде всего резко выросла спекуляция, многократно увеличился спрос на сахар и спиртосодержащие продукты.

Около магазинов повсеместно случались драки и большие очереди. Многие люди перешли на самогон. Число больных наркоманией выросло в два раза.

Антиалкогольный митинг. Источник: wikipedia.org
Антиалкогольный митинг. Источник: wikipedia.org

Кампания ударила не только по населению, но и по советскому бюджету, который и так в то время страдал от дефицита. В сумме государственная казна недополучила 19 миллиардов рублей из торговой сферы. А из-за потерь в производстве вина недосчитались еще 6,8 млрд. Недовольства по всей стране в итоге вынудили Михаила Горбачева сбавить обороты антиалкогольной кампании.

Самого Михаила Горбачева нарекут в народе «минеральным секретарем» и «лимонадным Джо». Тем не менее, кампания была высоко оценена мировым сообществом.

Подробнее