В этом году сад Бенуа проводит выставку «Summer garden», в которой участвуют восемь современных художников, прошедших конкурсный отбор. Организаторы “Summer garden” просили рассказать о переосмыслении античного наследия в контексте современного искусства и поразмышлять о сути и обликах Летнего сада в процессе времени.
Я переехала в Петербург в 17 лет, поэтому мой Летний сад вместо вкуса детства рассказывает о туманной наружности первых чувств.
Стояла поздняя осень, голые деревья, загнивающие листья, мы шли по Летнему саду, излучая трагическую романтичность той взаимной любви, в которой неясное волнение будет преследовать всю последующую жизнь, так и не реализуясь в материальном мире.
Мой Летний сад был заброшенным пустырем внутри красивой ограды. Перевернутые урны, разломанные скамейки, одинокие статуи, голодные чайки, промозглый ноябрь.
Пожалуй, из-за всей этой тоскливости подросткового бытия, мне не было грустно проститься с этой нереализованной пустошью влюбленности и принять декорированный абсурд с прямыми аллеями зелёных изгородей и туристическим запахом жареного миндаля.
Но для коренных петербуржцев Летний сад сегодня вызывает болезненные чувства ностальгии, связанные с детскими днями в тени просторных аллей.
Вместе с Порфировой вазой в 2008 году и сам Летний сад раскололся на до и после. Собранные, склеенные осколки мраморного гиганта, возведённые обратно на пьедестал, стали началом нового, возвращённого в прошлое сада.
На выставке в саду Бенуа самой значимой работой является скульптура Егора Звездина - расколотая «Порфировая ваза». Автор задаёт нам вопрос: где находится то идеальное «раньше», в которое необходимо вернуться? И как Игры со временем неизменно приводят к культурологическому проигрышу, при этом неся негативную роль, в глазах общественности становятся основой нового образа для будущей памяти.
Сейчас малыши бегают по постриженному газону среди пластиковых коней, там, где не так давно коровы жевали дикий клевер. Теперь в саду Бенуа сразу возле ресторана в небольшой башне вы можете услышать эхо 120 Му... Ветер играет колокольчиком, на вас смотрят такие разные коровьи лица и доносится запах свежеподжаренных стейков. Я не ем мясо, но и Вам вряд ли захочется.
Мне нравится размышлять о простых вещах на постаменте великих моментов. День пожара в Нотр-Дам стал траурным для мира искусства. И можно было бы написать много печальных красивых слов, но я сегодня узнала, что под крышей собора жили пчёлы и они пережили пожар. Именно этим монументальным пчёлам посвящена работа Ивана Зубарева «Пасечник», собранная из картонных коробок.
Я же задумываюсь о сноске к Нотр-Даму, как примеру объекта неприемлемого современниками и воспетого следующими поколениями. Кто знает, может быть рождённый в 2020 Евгений, на страницах чьего-то романа будет играть с зелёной решеткой в аккуратно-подметенном саду.
А я оставлю себе на память несуществующую скамейку в память о моей первой прогулке по заброшенному в количествах лет Летнему саду моей первой петербургской осени.