«Школа – это мир, целый мир, мозаика историй» – именно эти слова из песни «Обжигающих» приходят на ум из детства, когда с ностальгией его вспоминаешь. Ровно 10 лет назад я впервые осознал факт взросления – к тому моменту уже закончил школу и посмотрел последнюю серию молодежного сериала «Старшеклассники», который на протяжении четырех лет крутили по Пятому каналу.
До этого я был слишком юн и, как многие подростки, «фанател» от просмотра «ОБЖ», где история складывалась в пазл целых 6 лет. Тогда я и думать не мог о том, что в один прекрасный день возьму интервью у режиссера любимых сериалов. Максим Демченко оказался не против вернуться в прошлое и разделить мои памятные чувства.
– Максим Иванович, расскажите, как все начиналось. Чья была идея создания «ОБЖ» и почему именно так назвали сериал? Как понимаю, это было в далеком 2000-м году.
– С 1993-го по 1998-й год я работал в Детской редакции ленинградского телевидения. Мы делали программу «Студия "Вообрази"». Это была программа с юными актерами, школьниками, которые впоследствии стали профессиональными артистами. Оттуда у меня вышла Марина Александрова, Алексей Морозов, Юлия Шубарева, Наталия Житкова и много других профессиональных актеров.
Потом два года – c 1998-го по 2000-й – у нас был перерыв. А в 2000-м меня с первой супругой Ядвигой Закржевской пригласили возглавить новую детскую редакцию на Пятый канал.
Все время, пока мы делали «Студию "Вообрази"», мечтали снять молодежный сериал с участием настоящих школьников, чтобы актеры были не взрослые, а реальные школьники. Такая мечта. И когда в 2000-м году нас спросили, что вы хотите сделать, сказали: хотим сделать так. Мы решили, что будет восемь серий, а в результате сделали около тысячи за десять лет.
Сразу встал вопрос, как назвать сериал. Мы подумали, что хорошо бы использовать школьное название, поэтому взяли аббревиатуру «ОБЖ» – школьный урок ОБЖ. Но у нас это не «Основы безопасности жизнедеятельности», каждая серия расшифровывалась по-разному. «Обязательно будем жить» или «Облапошить жулика» – это не было важно, главное, чтобы в словах обязательно были использованы буквы «О», «Б» и «Ж».
Мы делали этот сериал с бессменным режиссером монтажа Кириллом Служаловым. К нам присоединился молодой Антон Зинченко, который сейчас уже достаточно известный автор, пишет для разных телесериалов, «Полных метров» и других проектов.
Так что идея была нашей. Моя и Ядвиги Закржевской. Я очень благодарен руководству Пятого канала, что дали такую возможность.
В начале с 2000-го по 2003-й год это был еженедельный сериал, мы делали одну серию в неделю, он назывался «ОБЖ». С 2003-го по 2006-й снимали «ОБЖ-2», он был уже ежедневный. А потом в течение четырех сезонов работали над «Старшеклассниками», который является спин-оффом, как сейчас говорят, сериала «ОБЖ».
– Был ли какой-то бюджет у проекта, получали ли актеры деньги или снимались больше для опыта? Насколько высоко котировался сериал, ведь, как вы говорите, планировался блок из восьми серий, а в итоге все растянулось далеко не на один год. Какая примерно была статистика по просмотрам, в сравнении с другими передачами на Пятом канале?
– Мы работали как телевизионная передача в сетке Пятого. Отдельного бюджета как сериального не было. Денег на «ОБЖ» ребята не получали, на «ОБЖ-2» стали получать небольшие гонорары за свою работу.
Сериал «ОБЖ» был очень популярен, огромное количество зрителей, сверстников актеров, родителей, и, когда переформатировалась сетка вещания в 2003-м году, сериал «ОБЖ» был единственным из проектов, который остался, и наоборот расширился – из ежедневного мы стали еженедельным. Тогда проект уже назывался «ОБЖ-2».
Цифр по просмотрам, конечно, сейчас уже не назову, но «ОБЖ» был достаточно популярным проектом. «ОБЖ-2» стал менее популярным, потому что у нас были неправильные решения. Сериал был ежедневным, по 4-5 раз в неделю выходили серии, поэтому мы придумали, что одну неделю это будет герой 9-го класса нашей школы, одну неделю – 10-го, другую неделю – 11-го. А в остальное время ребята будут учиться, потому что надо было в школу ходить. Но в результате зрительское внимание рассеялось, стало непонятно, за кем следить. И когда мы уже стали делать сериал «Старшеклассники», сделали постоянных героев, одних и тех же, они постоянно снимались и запоминались.
В итоге все растянулась на 10 лет. Именно столько мы делали «ОБЖ», «ОБЖ-2» и «Старшеклассники» четыре сезона. Достаточно редкий по продолжительности проект на российском телевидении.
– Следя за карьерами актеров, сделал вывод, что не все рассматривали сериал как ступеньку в большой профессиональный мир. Казалось больше, ребята просто кайфовали от совместных съемок, дружеского времяпрепровождения, нежели задумывались о дальнейшем будущем в сфере кино и телевидения. Например, с Алексеем Щуровым и Вадимом Козловым я неоднократно сталкивался в барах уже задолго после «Старшеклассников-4». Они там работали. Было необычно видеть, как тебя обслуживают кумиры детства. Яна Кошкина, наоборот, доросла аж до Первого канала. Ваша супруга Юлия Кудояр тоже периодически «светится» на экране. Кто-то еще из подопечных добился успеха на телевидении?
– Успех – понятие относительное. Для многих ребят, которые снимались в «ОБЖ», те минуты, часы, недели, месяцы, годы, проведенные на съемочной площадке, были самими яркими событиями в жизни. И многие из них вспоминают их до сих пор как самое яркое, что с ними случилось.
Да и вообще: что такое успех? Та же Яна Кошкина добилась успеха благодаря совершенно другим выразительным средствам, чем от нее требовались в сериале «ОБЖ». Мне, допустим, эти средства в ее исполнении не интересны. А когда она у нас снимались, Яна была очаровательной, прекрасной девчонкой.
Здесь вопрос выбора профессии. Совершенно необязательно становиться актером, ребята выбирали то, что им интересно, то, к чему лежала душа. Кто-то стал актером, кто-то нет. Это совершенно не важно. Я уважаю все профессии, которыми они занимаются.
Они кайфовали от самих съемок, от общения. Но, с другой стороны, это было достаточно трудно, ведь они много времени проводили на съемках, очень много занимались, репетировали, учили тексты, постоянно были в активном ритме, поиске, вступали в конфликты с родителями, которые хотели, чтобы они учились, а не снимались.
Ну и потом... требования были к ним достаточно высокие. Чтобы поднять такой сериал и снимать одну серию в день, надо было упорно заниматься дисциплиной: быть внимательным, четким и талантливым.
– Расскажите, как проходили кастинги. Помню, мы со школьным приятелем, который, собственно, мне и посоветовал смотреть сериал, пытались звонить, чтобы записаться, а одноклассница Екатерина Порхуновская позже его даже прошла. Какой был основной критерий отбора? Что нужно было сделать? Или давайте так: каким нужно было быть, чтобы получить главную роль? Кого вы искали? Наверняка желающих было много.
– Вопрос кастинга вообще не простой. Искали искренних, киногеничных ребят с актерскими способностями. Актерские способности заключаются в том, что человек играет актерскую оценку или не играет. Они же дети были, школьники, непрофессиональные артисты. Те, кто может выразительно играть перемену отношений, то есть в кадре удивиться, расплакаться, разозлиться, у тех есть актерские способности. Тех, кто не может сделать, они лишены этой главной особенности. Мы искали разных, фактурных ребят, кто-то более лирический, кто-то более характерный. Это закон любого кастинга, когда ищешь ребят. У нас была особенность –
нужны были постоянно новые лица на протяжении многих лет, поэтому мы были достаточно активны в плане кастингов, постоянно их проводили.
Как проходили кастинги? Как обычно: мы писали объявления в титрах. Ребята приходили с каким-то материалом, должны были рассказать стихотворение, спеть песню, если понадобится. Леша Щуров приходил со стихотворением из фильма «Брат-2», он больше ни одного не знал, кроме того, что он «узнал, что у него есть прекрасная семья».
Кастинги – это было весело.
Очень часто бывало такое, что мы находили персонажа, а он не мог к нам по каким-то причинам «прилипнуть», мы пробовали-пробовали, но как-то не шло. Мы отказывались от него, да. Бывало наоборот: брали ребят, которые были на третьих-четвертых ролях, а потом постепенно становились главными.
– Сильно ли персонажи отличались от себя в реальной жизни? Со стороны казалось, что ребятам даже играть не приходилось, и все «проблемы» по сериалу отражали их реальную ситуацию. Вы специально подбирали роли под характер каждого из них? Помню, Вадим Козлов в одном из интервью говорил, что ему давались юморные сцены гораздо проще, чем романтичные. Однако их история с Натальей Бахматовой запомнилась поклонникам именно любовной драматургией.
– Не сказал бы, что они так отличались от себя. С другой стороны, они все-таки играли характер. Характеры были прописаны, мы старались брать ребят, поскольку это не профессиональные артисты, а школьники, похожие на тех персонажей, которых мы писали. И наоборот, когда у нас был хороший артист, мы под него писали роль, чтобы он был максимально близок к себе. Тем не менее они играли и характеры. Тот же Вадик Козлов, играя Чижа или Мишу Кривошеева, был не совсем собой. Он любил шутить, веселиться, легко реагировать, но в жизни все равно более спокойный, серьезный, вдумчивый человек, чем быстрый и, словно играючи, реагирующий герой. Здесь и то, и другое.
С другой стороны, все равно актерская игра – это и попытка существования в кадре, и выражение себя, и персонажа тоже. Поэтому сказать, что они уж совсем не играли, были близки к себе и просто существовали в ярко предлагаемых обстоятельствах, нельзя.
Да, любовный треугольник Чижа, Лизы и Полесова, конечно, это был краеугольный момент драматургии в «Старшеклассниках-1», потому что мы на это делали ставку, и она сыграла. Нам было очень важно, чтобы «Старшеклассники» с самого первого сезона был проектом узнаваемым, популярным. И мы не ошиблись, поставив на этот треугольник.
– Думаю, каждый поклонник «Старшеклассников» с вами согласится – попадание было стопроцентным. Любовный треугольник и интригующие концовки серий, когда вы просто удивительным образом заставляли всех ждать неделю развязки, а потом снова завязывали все в узел – это было действительно что-то! В этой связи не могу не спросить: уход из жизни Ивана Жагорова внес серьезные коррективы в сценарий? Позже та же участь постигла Валентину Егоренкову, которая непревзойденным образом играла роль Зои Захаровны.
– У нас было снято больше тысячи серий. Уход Вани и (вздыхает) Вали был для нас очень серьезным испытанием и большой трагедией. С Ваней вообще это было очень неожиданно. Валя долго болела, но ее уход был тоже неожиданным. Это были потери двух соратников, двух людей, на которых держался проект. Держался по-разному, потому что Ваня был совсем юный, полный сил, а Валя была опытная, очень талантливая. Своей преданностью к профессии она показывала всем, как надо ей заниматься. Удивительный момент: текста же было очень много, сценарии печатались каждый день, и Валя переписывала каждую свою сцену от руки в тетрадку, как ее учили в театральном институте, как она делала всю жизнь. Колоссальную работу проводила – ту, про которую никто не думал, что она нужна. И глядя на нее, многие ребята поняли, что эта профессия очень серьезная.
А уход Вани – это отдельная история. Это трагичный, переломный момент. Никто не думал, что такое произойдет. А то, что сценарий переписывали, переделывали – это уже дело десятое.
– По поводу сценария. Кто его сочинял? В «ОБЖ», как я понимаю, была большая творческая группа. В «Старшеклассниках» стало меньше героев. Состав сценаристов тоже сократился?
– Сценарий как «ОБЖ», так и «Старшеклассников» было одинаково сложно писать. Формат один и тот же: 26 минут ежедневного проекта. Здесь нет различия.
Писала целая группа сценаристов, но руководителем, главным автором был Антон Зинченко, молодой, талантливый человек, который пришел ко мне в сериал «ОБЖ», когда ему было 19 лет. Сейчас он уже достаточно известный, маститый автор. Он написал много проектов для Первого канала, «Полных метров», последние сезоны «Тайны следствия» пишет. Мы с Антоном тогда подружились, стали соратниками, сподвижниками и отработали все проекты, включая «ОБЖ», «ОБЖ-2» и «Старшеклассники».
– А актеры могли высказывать мнение по развитию событий вплоть до изменения сценария? Бывает ли такое, что в тексте написано одно, а по факту герой отказывается исполнять задумку сценариста?
– Нет, конечно. Их задача – говорить, обыгрывать, что написано в сценарии, оборганичивать, делать это своим, поэтому вряд ли они могли отказаться говорить тот текст, который был. Другое дело, что иногда мы обращались к ребятам, и они предлагали какие-то свои версии на будущее, что бы с их персонажами было, чем бы они хотели заниматься в кадре, потому что мы отталкивались от молодежи, от реальных школьников, которые были у нас в сериале.
– Вы понимали, что рано или поздно в обоих сериалах будет логический конец. Представляли его себе изначально? К чему в итоге должны были привести сценические замыслы в «ОБЖ» и «Старшеклассниках»?
– Мы работали сезонами: сезон «ОБЖ», сезон «ОБЖ-2», сезон «Старшеклассников». Мы прекрасно знали, чем закончится сезон, а как закончится весь проект – это нам было не очень понятно, пока нас в конце концов не закрыли.
На самом деле, эта история длилась достаточно долго, десять лет для такого проекта – огромный срок.
– Успокойте поклонников «Старшеклассников». История Чижа и Лизы закончилась бы, дай Пятый канал добро на пятый сезон? Все-таки она сильно держала не только старого зрителя, но и во многом, как я понимаю, определяла рейтинг сериала на протяжении долгих лет. Их любовь многим не давала покоя, хотя, казалось, придумывать сюжет и крутить интриги вокруг повзрослевших актеров в рамках школьного сериала с каждым годом все сложнее.
– Да, это проблема, конечно, потому что мы нашли очень хороших героев, выстроили взаимоотношения, и нам не хотелось от этого отказываться. Но, действительно, шли годы и эта тема, этот роман стали устаревать.
Вообще, это было интересно, потому что роман был в кино, потом был в жизни, потом он прекратился в жизни, но в кино продолжался, и ребятам было уже непросто играть. В общем, это была целая история.
Живые персонажи, живые герои, хорошие актеры – они все время заставляют нас сопереживать настоящие чувства. Это было здорово.
Я думаю, что пятый сезон уже был не нужен, потому что сериал действительно уже себя исчерпал, и то, что он закрылся, нормально, потому что десять лет делать такой проект – огромный период. Всегда приходит время и все заканчивается. Мы рады, что наш проект прожил такую счастливую, творческую жизнь.
– Вы поддерживаете связь с Вадимом и Натальей? Они в профессии или занимаются чем-то другим? Я почему спрашиваю, потому что остальные ребята из сериалов ведут активную жизнь в соцсетях, и об их творчестве поклонники могут судить по выходящим постам и фотографиям. Однако о главных героях «Старшеклассников» нет в интернете и следа. Они не публичные люди?
– Конечно, поддерживаю. С Вадиком мы дружим, у него собственный бар на Фонтанке, очень популярный. С Наташей поддерживаем отношения, она сейчас в Москве, работает в РБК, стала журналисткой. Вадик не очень любит соцсети, Наташа достаточно активно их ведет и занимается этим, поэтому я не вижу проблемы в том, что они куда-то исчезли или затаились. Они нормальные.
– После «Старшеклассников» не было желания собрать ребят в какой-нибудь новый проект? Я знаю, многие актеры продолжили сниматься в ваших работах, но уже не вместе. Вадим тот же, судя по сведениям кинопоиска, завершил карьеру спустя два года. Наталья и вовсе занялась другим. Это связано с тем, что в сфере кино тяжело заработать? Люди же исключительно талантливые.
– Почему тяжело заработать? Просто каждый выбирает свой путь: кто хотел заниматься кино, занимается кино, Наташа занимается журналистикой, Вадик – бизнесом. Мне кажется, такой проблемы не существует.
Мы достаточно долго собирались все вместе. Делали два спектакля «Забавный случай» и «Яблочная лихорадка». Собираемся вместе, дружим.
– Как раз хотел спросить про спектакли, а вы их своевременно вспомнили. «Забавный случай», как я помню, был посвящен памяти Ивана Жагорова, а «Яблочная лихорадка» ставилась уже позже. Это была попытка сохранить в памяти зрителей любимых актеров или ваше желание вновь поработать с каждым из них? Расскажите, в чем отличие двух постановок.
– Нам очень хотелось какого-то нового проявления, потому что ребята были в хорошей творческой форме, нам хотелось увидеть зрителя своего, и мы его увидели, когда сделали спектакль «Забавный случай» по пьесе Гольдони. Я пригласил своего давнего друга театрального режиссера Дамир Салимзянова, он приехал и поставил спектакль. Мы достаточно быстро его сделали. Спектакль имел большой успех, потому что зрители, во-первых, нас любили, а потом в нем была энергия молодости, энергия запуска, колоссальное желание ребят освоить то, чего они еще не делали, – выйти на профессиональную сцену. С точки зрения режиссуры, он был, конечно, о-о-чень серьезный, хороший, профессиональный спектакль. Это была комедийная работа. С точки зрения исполнения ребят это была, скорее, отчаянная попытка, отчаянный полет, там не было профессионализма, потому что откуда он будет, если они не заканчивали театральный институт, не были настолько обучены? Но у них было желание поработать на сцене, пообщаться друг с другом, с партнером, а самое главное – подарить зрителю положительную энергию.
Ну и поскольку «Забавный случай» имел большой успех, мы через год с лишним решили сделать еще один спектакль, еще раз вступить в одну и ту же самую реку, и поставили спектакль «Яблочная лихорадка» по пьесе Островского «Правда – хорошо, а счастье – лучше». Опять же пригласили Дамира. И мы еще сделали один спектакль, где я сам уже играл одну из ролей. Мы выступали в ДК «Выборгском», театре «Ленсовета» (на Малой сцене). У нас был свой зритель, мы любили эти работы. Это было очень хорошее продолжение сериала в другой ипостаси, в другой области.
Спектакль «Забавный случай» мы посвятили памяти Вани Жагорова, который к тому времени ушел из жизни. И для нас это было очень важно, потому что это был наш очень близкий друг, соратник.
Отличие спектаклей было очень простое. «Забавный случай» – первый спектакль, самый искренний, самый юный. «Яблочная лихорадка» – более профессиональная постановка, но уже не первая. Не могу сказать, что мы ее не любили или какую-то любили больше. С «Забавным случаем» даже немного попутешествовали. Играли спектакли в Ямало-Ненецком автономном округе, объездили с ребятами несколько городов: Салехард, Лабытнанги, Ноябрьск, другие места. Играли спектакли там, где до нас вообще никто не гастролировал. Спектакли – для старшеклассников, некоторые ребята приходили в театр первый раз. Это был очень интересный опыт, мы его прекрасно вспоминаем.
Тогда хотелось сохранить наш состав, потому что ребята подрастали, кто-то уходил, кто-то оставался. Была попытка еще раз побыть вместе. Я прекрасно понимал, что скоро это закончится, потому что сериал не вечен, а самое главное, что люди вырастают, они все больше и больше выходят из возраста подростков. Поэтому спектакль позволил нам еще какое-то время пожить вместе в творческой среде.
– Вы сказали, что со многими поддерживаете связь и находитесь в тесном контакте. Верите в то, что когда-нибудь сможете вновь собрать позрослевших героев того времени и выдать новый, уже не молодежный сериал? Ведь, если я правильно понял, жизнь актера в каком-то смысле вечная, даже несмотря на смену интересов, рода деятельности и статуса.
– Конечно, хорошо было бы вернуться в прошлое, собрать всех, повторить, поностальгизировать, но это невозможно, потому что жизнь ушла вперед. Мы достаточно долго были вместе, и этот период всем запомнился. Запомнился нам, зрителям, вам, которые помнят проект. И это было прекрасное время, тем оно и замечательное.
А новый, не молодежный сериал надо делать с другими людьми, которые занимаются кино серьезно и профессионально. Из нашего сериала «ОБЖ» и «Старшеклассников» такими профессионалами стали не многие, но это и хорошо, потому что они занимаются другими делами, у них другие профессии, они состоялись, очень многие уже обзавелись детьми, у них семьи. Поэтому жизнь идет своим чередом.
Кто захотел заниматься актерской профессией, кто стремился к этому, кто преодолел многое, чтобы ей заниматься, тот ей и занимается. Я вообще горжусь тем, что мы смогли найти этот свой мир, свою часть творческого мира, где были счастливы, где творили, нас никто не сдерживал, у нас не было цензуры, потому что руководство Пятого канала никаким образом нас не останавливало, в рамки и тиски не загоняло, не отслеживало каждый наш шаг – просто доверяло. Мы занимались творчеством в чистом виде. Изобретали свой велосипед, творили. Это было прекрасное время. Молодость и творчество.
– Где могут следить за вами старые и новые зрители, над чем в данный момент работаете, каких проектов ожидать в будущем?
– За это время снял уже много проектов. Были и большие – такие, как «Ангел хранитель» 16 серий на Первом канале, «Паромщица» на «России» тоже 16 серий, «Доктор Рихтер» с Алексеем Серебряковым и много других. Сейчас готовлю новый 12-серийный сериал для «России», который называется «Перекати поле» – надеюсь, он выйдет весной 2021-го года.
Еще есть полнометражный художественный фильм «Ура, каникулы!», который уже был в прокате, шел в кинотеатрах. Это детский фильм. Тоже такое в чем-то возвращение в сериал «ОБЖ» и «Старшеклассники», потому что там настоящие, реальные дети, хорошие, юные артисты и прекрасная атмосфера. Энергия запуска, о которой я всегда говорю!