Вступление
Я собираюсь подробно проанализировать феноменальное выступление Полины Гагариной на "Евровидении-2015".
Мне есть, что поведать изумлённой певице и её обширной аудитории.
Понятно, что сама Полина мои абстрактные заметки читать не станет.
Наверное это и к лучшему.
Ведь пишу я их обращаясь совсем к другим лицам женского пола.
Я пишу это конкретно моим дочкам.
На память о папуле.
Понятно, что и они прочтут это далеко не сразу.
А вникать начнут ещё позже.
Но такова уж моя отцовская доля.
Главное от меня - успеть написать.
Сразу после похорон близкого человека это ощущаешь особенно остро.
Я смертен.
Беда в том, что это может случиться внезапно.
Оттого и спешу.
Не судите слишком строго.
С чего хотел начать?
С того начну в первой главе предполагаемого разбора этого выдающегося, воистину космического полёта.
По себе знаю: нельзя обещать.
Пообещал - всё! Пиши "пропало!"
Вот и Полина на своём официальном сайте просит нас, диких, необузданных авторов не тревожить её своими текстами.
Как бы гарантирует нам публично, что только СВОЁ и Кости Меладзе.
Я сдуру было поверил.
Привожу текст сайта и его скриншот-захват в этом пункте в иллюстрации "без купюр и вставок".
А потом с удивлением читаю историю создания песни для "Евровидения - 2015" и всё пытаюсь разгадать этот парадокс: и где же тут Костя Меладзе?
Хорошо, без Кости.
Но где текст самой Полины?
А всё дело в том, что фактически пообещали.
А не надо было.
Все равно будем слать свои тексты песен.
Куда ещё их слать?
Кому?
Кто споёт лучше?
Вот объявление на официальном сайте Полины Гагариной:
"Уважаемые гости сайта! Обращаемся к авторам песен с просьбой не присылать песни, демо-записи, а также тексты песен. Полина Гагарина исполняет песни собственного сочинения и песни своего продюсера и композитора Константина Меладзе. С другими авторами Полина не сотрудничает."
Вот справочка из "Википедии":
«A Million Voices» - русский перевод: "Миллион голосов" — песня, исполненная российской певицей Полиной Гагариной в музыкальном конкурсе «Евровидение 2015» от России. Создана Габриэлем Аларесом (Швеция), Иоакимом Бьёрнбергом (Швеция), Катриной Нурберген (Германия), Леонидом Гуткиным и Владимиром Матецким (Россия)
Именно вот этот эписодий с отверженными авторами в сочетании с прямо тут же размещённой "Кукушкой" Виктора Цоя, спетой фантастически точно, и подсказал мне, наконец, главную разгадку творчества гениальной Полины Гагариной.
Ответ, как всегда, прописал Александр Сергеевич: "Гений - парадоксов друг!"
Тем более, что и сама Полина прямо тут же на сайте среди прочего уверенно поёт:
- Не верь мне больше!
То, что победительница второй фабрики звёзд, победившая и Лену Терлееву, и Лену Темникову - одни имена замечательных, великих певиц чего стоят!!! Девочка, превзошедшая саму Юлию Савичеву!!! представила Россию в самый важный момент всему миру, и представила очень достойно, по сути явила подлинный образ России, какая она есть на самом деле - не вызывает ничего, кроме уважения. Полина именно достойна возложенной на неё миссии.
И дело не в занятом месте, а в том, как она представила нас, наши души!
Это было незабываемое явление.
Это было именно то, чего мы все и ждали.
Она сделала не всё, что могла!
Она сделала гораздо больше.
И вот об этом подвиге девушки я и хочу написать для своих дочурок.
Потому что Полина в известном смысле задала парадигму отношения к своему делу.
А без достойного примера ничто правильно не преподаётся.
Полина создала новый тип песенной реальности.
И понять это всем нам ещё только предстоит.
Примечание: в авторском коллаже использованы материалы трансляции Первого канала с "Евровидения 2015" и официального сайта Полины Гагариной.
27 марта. Мистические элементы
Полина Гагарина родилась 27 марта 1987 года.
Не ведаю, знает она или не знает, но день её рождения – один из самых потрясающих дней в жизни народов, населяющих территорию СССР.
27-го марта 1953-его года по прямому указанию Лаврентия Павловича Берии Михаил Иванович Калинин подписал Указ об Амнистии.
Одномоментно из ГУЛАГа освобождался миллион с четвертью!
Наступало «холодное лето пятьдесят третьего».
Остаётся от 87 отнять 53.
Тридцать четыре года!
Тридцать четыре – это ТРИ цикла Солнечной активности (11,3 года)!
Тридцать четыре – это главная константа магического квадрата четвёртого порядка, являющегося порождающей логикой нынешней человеческой цивилизации! Тридцать четыре года – это важнейший ПРЕДЕЛ жизни человека! Вспомните, кто прожил 33 года.
Так что уже сам день рождения Полины – день освобождения энергии миллионов.
И когда она освобождает свой голос – эта освобожденная энергия льётся в небеса!
Прекрасная, возвышенная, чистая и прозрачная.
Отметим ещё несколько "мистических" деталей.
Март – тройка.
27 – три в третьей степени.
1987 – 1+9+8+7 = 25 2+5 = 7 число года – семёрка
Дата + месяц 27+3 = 30 то есть тройка
27 – 2+7 = 9
Таким образом здесь и Пушкинская «тройка, семёрка..» и Пифагорейская «девятка» каковая есть тройка троек.
1987 = 25
На Евровидении в финале она выступала 25-ой!
Родилась 27-го
А в финале Евровидения выступало 27 участников...
Примечание: в авторском коллаже использованы материалы трансляции Первого канала с "Евровидения 2015" и официального сайта Полины Гагариной.
Кукушка Цоя. Женское и сверхчеловеческое
Анализ выступления Полины на «Евровидении-2015» начну с анализа её исполнения «Кукушки» Виктора Цоя. Почему: Потому что это предельно важно для понимания сути её представления России миру.
Цой – обязательный к прослушиванию певец, автор и исполнитель собственных песен.
В моём колледже «Surmico» Цоя слушали и пели ВСЕ.
Потому что он стоил того.
Конечно на первом месте была и остаётся песня «Я сижу и смотрю в чужое небо из чужого окна».
Ничего равного ей пока написано не было.
Никем и нигде.
«Кукушка» идёт наравне с песней Владимира Высоцкого
«Понял я – больше песен не петь!».
Это две песни исповеди-предчувствия.
Они – Пророки.
Библейские пророки.
Такую мощь текста и мелодии являет миру через них Творец.
И вот мы слушаем исполнение «Кукушки» девочкой, рожденной 27 марта 1987 года!
С ума сойти!
До конференции педагогической общественности Москвы с приглашением участников из регионов остаются три месяца!
В «Учительской газете» я докладываю коллективу Адамского проект «Модульной школы»!
Накатывается ураган Большого Эксперимента в Урае.
В Свердловске уже прошёл мартовский митинг около цирка, где нам неприкрыто обещали, что будут убивать.
И вот в эти переломные дни в Москве рождается девочка – дитя эпохи «Перемен». Представительница последнего поколения советских детей.
Год назад в Качканаре я написал песню
«Разучившись скакать на конях и бросаться на шпаги», где был и такой текст:
«Угрохайте нас в катастрофе!
Нам уже расхотелось смотреть разноцветные сны!»
15-го августа 1990 года – в день рождения моей Роны – Виктора Цоя именно угрохают в катастрофе.
Его положат в землю Богословского (!!!) кладбища 19-го августа – в день убийства моих дяди Миши и Жорика.
Ровно через год страну порвёт.
ГКЧП, Белый Дом, дирижабль над Белым домом…
В час ночи 26-го августа Никита Михалков поднимется по ступеням к Белому дому и станет ясно: ГКЧП проиграло эту битву.
Полине только два с половиной годика.
Но она впитывает!
Явно впитывает в себя Эпоху.
Проходит четверть века.
И переход от первого куплета ко второму в исполнении «Кукушки» - это воспроизведение великого Перехода от развитого социализма к новым реальностям мира.
Вопрос «с кем же ты сейчас ласковый рассвет встречаешь?» и это потрясающее до самой глубины пропевание одного слова: «Ответь!»
Запредельное пропевание.
Это голос пророка!
Если первый куплет – это Женское пропевание.
Это Абсолют Женского начала России.
Мужчина так не поёт.
Второй куплет – это супер женское пение.
Именно женское.
А вот пропевание «меня», «огня» и «ответь» - это сверхчеловеческое.
Так поют Сирены.
Ощущается греческая струна в воспитании юного дарования.
Думаю, что сам Виктор Цой был бы очень рад послушать это исполнение.
Так поют ангелы.
Настоящие.
Истинные.
Не знаю, кто ещё целовал Полину, но первым поцелуем её отметил Всевышний.
Вот это парадоксальное сочетание чисто «женского» и «сверхчеловеческого» - это и есть один из «секретов» её выступления на «Евровидении».
Примечание: в авторском коллаже использованы материалы трансляции Первого канала с "Евровидения 2015" и официального сайта Полины Гагариной.
Форсаж . Евровидение. Форсаж. Смена ритма.
Собственно весьма полезно прослушать «Кукушку» в исполнении Полины Гагариной, и только затем «Миллион голосов» . И та и другая песни начинаются с вкрадчивого почти проговаривания темы. Затем наступает точка «i» и происходит форсаж пения.
Парадоксальность исполнения заключается в том, что самые «тихие» тексты пропеваются максимально громко, а самые «громкие» пропеваются тихо, почти полушепотом.
В песне «Кукушка» собственно к теме «кукушка» относится только один текст: «кукушка, кукушка, сколько лет мне жить осталось?» - таково его «классическое» содержание. В версии Виктора Цоя этот текст звучит так: «Песен ещё ненаписанных сколько? Скажи кукушка, пропой!»
Таким образом этот текст – пуанта песни.
«Солнце моё, взгляни на меня» - текст обращённый обычно к своей спутнице. Перекликается со знаменитым «Милая моя – солнышко лесное» Юрия Визбора. Причём и далее идёт перекличка «меня, огня» и тема огня имманентно присуща обоим текстам! Что не мешает им быть совершенно разными, хотя и тот и другой текст плотно связаны с темой русского леса.
Вот пуанту песни Полина и пропевает с мягким придыханием, почти проговаривает полушепотом. Интимно!
И таким же точно образом начинает она и «Миллион голосов». Правда здесь вместо минуты с четвертью такое интимное вступление длится около тридцати секунд.
Затем происходит резкое наращивание темпа. Форсаж.
Остаётся только пожалеть, что уровень форсирования голоса в «Миллионе голосов» аналогичный уровню в «кукушке» достигается лишь на последних секундах исполнения песни. Такой мощи, как в слове «ответь» в «кукушке» не достигается практически ни в один момент исполнения «Миллиона голосов». Можно сказать, что конкурсная песня исполняется довольно сдержанно.
Но сама стратегия форсажа и смены ритма на ускоренное пропевания выдерживается совершенно чётко.
Мне, человеку далёкому от английского языка – в английской школе я учился почти полвека назад и с тех пор не имел достойных практик – очень сложно оценивать расстановку акцентов в пропевании shine и других слов песни. Все-таки Полина важный период детства провела в Греции и потому наверняка на порядки лучше многих владеет иноземной речью. Реакция аудитории показывает, что в целом её произношение не вызывало внутреннего сопротивления слушателей.
Конкурсную песню создавала группа выдающихся профессионалов и перед Полиной стояла сверхсложная задача «безошибочного» исполнения.
При этом это было именно присущее ей внутренне стремление к игре структурой самого процесса исполнения. В этом смысле процесс смены ритма и форсаж голоса – как бы визитная карточка самой певицы, некий присущий ей инструментарий и, говоря более общими словами её фирменный почерк, её, не побоюсь и такого определения – стиль.
Таким образом с одной стороны она была выбрана создателями песни как наилучшая из возможных исполнительница, в то же время по существу она явилась центральным соавтором всего авторского коллектива. Любопытно, что ни в клипе, созданном за полтора месяца до конкурса, ни в полуфинале Полина не достигала такого уровня внутренней выкладки, как в собственно финальном исполнении.
А подвиг начинается как раз там, где заканчивается отточенная техника и наступает время выплеска подлинных чувств. То есть там, где начинается подлинная Игра, Игра как таковая, Игра, как сказал бы Герман Гессе – всеми ценностями человечества.
Примечание: в авторском коллаже использованы авторская работа "Одной скрепкой" и материалы трансляции Первого канала с "Евровидения 2015" и официального сайта Полины Гагариной.
Подвиг
Я слушаю фонограмму «Кукушки» Цоя в её исполнении и пишу эту – самую важную в моей жизни главу. По крайней мере Бог оставил меня жить видимо для того, чтобы я её таки написал. Прилёг отдохнуть и тут на меня нашло. Пора! Вставай! Пора!!!
Всего-то и делов у мёртвого уже практически человека – встать, сесть и написать.
Я сейчас дышу только этим.
Она поёт пророчески.
"Или гореть звездой?"
Я хочу описать то, что на самом деле совершила эта хрупкая девушка.
Когда шотландскому полку приказали растянуться в тонкую красную линию и стоять насмерть, командир издал приказание таким образом: «Парни! Приказа на отход не ждите! Его не будет. Вы должны будете умереть там, где стоите!»
Дело было под Балаклавой. Шла очередная битва за Севастополь. С обеих сторон имели место быть и грандиозные промахи и великие подвиги. На войне как на войне. Эта тонкая красная линия вошла в историю, в язык, стала образом.
Стоять насмерть!
Это знает стоявший.
Мне выпало одному стоять против всей системы.
Недолго.
Двадцать лет.
И в них были такие часы и минуты, когда приходилось открыто стоять именно там, где реально убивают.
И убивают не за что-нибудь, а именно за то, что стоишь!
Выйти на площадь и встать!
Так стояли декабристы.
Недолго.
А потом был залп картечи.
Так стоял Черниговский полк.
Недолго.
А потом полетели ядра.
Так стояли за Севастополь русские полки в 1854-1856.
Так встал на банкет адмирал Нахимов.
В золотых эполетах, чтобы снайпер надежно выделил и попал.
Он искал себе смерти в том неравном сражении.
Он не собирался ни сдаваться, ни сдавать.
Он вышел на банкет в ярких лучах ослепительно прозрачного Солнца.
Пуля вошла ему в голову через нос.
Он прожил еще трое суток.
Так стояли в своих дотах советские солдаты в 1941.
Окружённые со всех сторон.
Без подкреплений.
Без надежды на выживание.
Дрались до конца.
Так стоял на месте советский танк под Рассеняем.
Мы живём по разному.
А умираем одинаково.
Стоя.
Стоя насмерть.
Почему к нашей сборной после разгрома от Канады не пришли болельщики?
Потому что стояли не насмерть.
Потому что погибали не по нашему.
Если бы стояли насмерть, тогда бы пришли и после поражения.
А так не пришли.
Вот собственно и всё о задаче.
Встать.
И стоять.
Насмерть!
Собственно профессиональной певице, профессионалу пения предстояло выйти на сцену,
И, стоя на одном месте, спеть одну короткую песню.
Это так сказать общая диспозиция.
Некая общая установка.
Понятная на уровне условных рефлексов задача.
Человек шёл к этой задаче двадцать лет.
Последние двенадцать лет шёл профессионально.
Понятно, что существовало огромное количество всем понятных рисков.
Могло многое произойти, чтобы всё пошло не совсем так, как хотелось.
Первый профессиональный риск - заболевание голосовых связок.
Это вечная угроза.
Простуда.
Глупый вирус.
Неучтенная добавка в меню.
Просто внутренний внезапный дисбаланс на той же самой нервной почве.
Второй профессиональный риск – внезапный сбой аппаратуры.
Каких только чудес не происходит в самый ответственный момент.
А это всё нервы.
И голос может в самый решающий миг слегка дрогнуть.
А надо спеть так, как выдохнуть слово «Бог».
Спеть-то надо Божественно»!
И сколько не репетируй, ретепетируй, а «вдруг»?
Всё, что нам предназначено судьбой всегда происходит «случайно» и «вдруг».
Потому и уходим в последний бой помолясь.
С Верой! С Надеждой! И с Любовью!
Теперь надо понять, как нарастает нервное напряжение внутри исполнителя, когда заранее известен и точный срок и место, и программа выступления и еще миллион всяких разных мелочей.
Один нюанс.
Одно дело выйти и спеть в честь своего города, своей области, своей милой скромной Сан-Марнино.
А когда вдруг на вас наваливаается своим вниманием такая громадная страна как Россия!
Когда вдруг вы ощущаете, что ВСЯ РОССИЯ реально следит за каждым вашим вдохом и выдохом.
Придирчиво вникает в каждый слог и в каждый почти неуловимый жест!
У вас опыт профессионального пения?
Этого явно недостаточно!
У вас наработанный текст и каждая интонация отработана? Прекрасно!
Но этого мало!
У вас сильнейший голос? Ну и что! Это только некие нечеткие ПРЕДПОСЫЛКИ.
Но завтра вам петь на сцене за Россию.
От её имени.
И это в обстановке мощнейшего геополитического давления на державу!
В обстановке фактически новой битвы за Севастополь.
Когда весь мир идёт на тебя войной!
Понятно, что наш бронепоезд стоит на запасном пути.
Понятно что мы, пережившие самые страшные войны века прошедшего просто за мир.
И желаем мира и творим мир!
Но вот сейчас тебе предстоит реально выйти, встать под тысячи видеоглазков и предстать перед сотнями миллионов. И глядя на тебя будут слушать Россию!
Будут вспоминать Россию!
Будут воспринимать Россию.
Будут стремиться понять Россию.
И надо не просто спеть.
Не превосходно спеть!
Надо спеть так, как никто и никогда до тебя не пел.
Стоя на месте.
Не окаравшись ни в чем.
По Чехову: всё в тебе должно быть прекрасно!
Весь мир должен видеть Россию надежную, спокойную, уверенную в себе, точную, чистую, прозрачную, как её родники, глубокую, как её озёра, прекрасную, как её горы и долины, поля и города. Весь мир должен услышать её фантастически чистый, красивый и сильный голос, услышать самую её душу. Ощутить эти движения рук. Осознать её Женское начало, описанное, как Велга, Даниилом Андреевым в «Розе мира»!
У тебя три минуты.
Выйти, встать и стоя на месте спеть так, чтобы весь мир услышал: это поёт Россия!
Настоящая! Подллинная! Незамутнённая! Чистая и прекрасная.
И это ты должна сделать. Или умереть! Вот на этом самом месте!
И все, кто тебя окружают, кто помогает тебе одеть это совершенно белое платье, - русские умирают в чистом и белом –все понимают, что ты реально готова встать и стоять до конца.
Именно так, как надо.
***
У меня есть чудесная песня о Гнее Помпее.
Поначалу кажется немного легковесной, даже юморной. Между тем за всю свою жизнь я не написал ничего более трагического, высокого и чистого о Риме.
Напомню вам, доченьки, фабулу этой изумительной, совершенно потрясающей истории.
Первый Триумвират создали Марк Лициний Красс – богатейший человек Рима, Гай Юлий Цезарь – верховный понтифик Рима, и Гней Помпей – величайший полководец Рима.
Свой тайный союз триумвиры закрепили путем брачных союзов.
В частности Гай Юлий Цезарь выдал за Гнея Помпея свою дочь – красивейшую девушку Рима – Юлию Цезарис. Для этого Цезарь расторг помолвку Юлии Цезарис с … Юнием. У Юния было несколько имён, как и у всех римлян. Другое имя этого человека вошло в мировую историю, но его я произнесу чуть позже. Сейчас запомните: Юний и Юлия были обручены. Они уже не расстанутся в веках, как имена. Июнь и Июль тому порукой. До скончания наших времён они всегда будут рядом. Но сначала Цезарь Гай Юлий расторг их помолвку. И отдал Юлию Гнею Помпею. А Помпей стоил её любви. И она искренне его полюбила. Потом случилось так, что во время схватки между бывшими союзниками Гней Помпей был предательски убит по совету Потина – советника египетского царя. Цезарь не желал смерти Помпея. Он его глубоко уважал. Но Помпей был убит и тогда Цезарь приказал воздвигнуть статую поверженному сопернику прямо в здании сената. Надо заметить, что ещё до их разрыва Юлия Цезарис погибла от болезни и была похоронена на Марсовом поле с небывалыми почестями. И вот наступили мартовские иды 44-го года до нашей эры. Двадцать шесть заговорщиков убивают Цезаря. Каждый наносит ему удар своим коротким мечом или кинжалом. Последним удар наносит тот самый Юний, у которого Юлию отнял сам Цезарь и отдал её за Помпея. Происходит всё это у подножия статуи самого Помпея!!! Цезарь узнал последнего и произнёс его имя в такой редакции: «И ты, Брут!!!»
Брут – второе имя этого человека. Именно он и был женихом Юлии!!!
Песня о Гнее Помпее
Тебе я песню пропою: смотри! Не опупей!
О том как умер не в бою Великий Гней Помпей!
Нам жизнь и смерть его близка! Запой, потом запей!
Он сорок лет водил войска, Великий Гней Помпей
Ни Древний Рим, ни Новый Мир не знали эпопей
Подобных той, что пережил Великий Гней Помпей
Тосты поднимем за него! Давай: не перепей!
Взял слишком много городов Великий Гней Помпей
За власть боролись чудаки жаднее и скупей
Но записался в бедняки Великий Гней Помпей
Он - Африкат! Он – Азиат! Он также – Европей!
Возглавил он Триумвират Великий Гней Помпей!
Вот мы о Риме здесь поём и пьём и говорим
Он в спину был убит мечом…
А он и был тот Рим!
Вот собственно об этом и вся песня.
Именно Гней Помпей и был олицетворением великого Рима!!!
И когда Полина вышла на сцену финала "Евровидения-2015" я вдруг почувствовал шестым, седьмым и восьмым чувством:
- Вот она и есть Россия!
И ей всего лишь надо просто отстоять эти три минуты и спеть эту избранную Россией песню.
Или умереть.
И вот то, как она выдержала это невероятное напряжение, как она исполнила эту песню России я и считаю подвигом. А всё остальное в её жизни – подготовкой к этому подвигу.
Мы все, каждый по своему, готовимся к своему подвигу во имя России.
Каждый встававший когда либо на миг или на час на свой пост знает и поймёт.
С Верой в сердце, с Надеждой на всё самое светлое и чистое, и с Любовью к России!
Именно так она и выстояла.
И вот об этом самом главном мне и хотелось успеть написать для вас, мои ненаглядные, милые, родные.