Найти тему

«Они не хотят жить на развалинах страны»: новая песня Грязи о Беларуси

Оглавление

Грязь была и остается одной из моих любимых групп, и сегодня я говорю об этом снова, потому что недавно Денис выпустил песню «Перемен» (и нет, это не кавер на Цоя, хотя по смыслу эти две песни перекликаются).

Грязь — это мрачный мистицизм, трагедия в пределах двора или семьи, и если в этом треке Денис не отступает от привычного направления, то увеличивает масштаб уже до целой страны.

-2

Это — песня с политическим подтекстом, я часто пишу про подобные треки, но здесь важно отметить то, что Денис беларус. И, чтобы понять эту песню, нам нужно знать контекст — сейчас в Беларуси разворачивается невероятная политическая кампания: рейтинг Лукашенко пробил дно настолько, что действующего президента в стране называют «Саша 3%» (так как в Беларуси нет социологических опросов, которые бы могли подтвердить или опровергнуть эту цифру, остается лишь улыбаться. Скорее всего, рейтинг действительно рекордно низок, но все же повыше, чем три процента).

Из трех ведущих оппозиционных кандидатов к выборам допустили только техническую кандидатку Светлану Тихановскую, вероятно, Лукашенко решил, что она не представляет опасности, но в итоге два штаба других кандидатов объединили усилия и присоединились к ней в этой борьбе.

В песне Денис играет с известным в миру обращением к беларускому лидеру — «Батька» и называет его папой и батей. Одной меткой строчкой «Как губы ругали меня сквозь густые усы» он обрисовывает портрет Лукашенко и его манеру ведения дел — по ТВ Лукашенко показывают крепким хозяйственником, который отчитывает различных чиновников и правительство (есть эпизод, где беларуский президент увольняет министра из-за грязных измученных коров на ферме).

Вообще, отдельная боль Беларуси в том, что человек-хранитель-независимости-страны стал диктатором. И именно эта боль выливается в строчки: «Папе не нужно мешать, Папу любить, принимать дружно/
Я всегда так и делал, Бать, пока ты не сказал, что нас с мамой стрелять нужно».
Она же продолжается в строчках: «Ты сказал — не допустишь войны / Ты сказал — не видать им страны/ Но ведь они — это мы».

Припев песни практически вторит цоевскому «Перемен требуют наши сердца», упрощая и выпрямляя посыл до «Перемен! Все хотят перемен!».

Второй куплет уже переносит к современным событиям и протестам. Денис начинает с сомнения в реальности происходящего: «Полжизни по лагерям и палатам, но уже не вожатым» — прекрасная цепкая строчка о том, что в Беларуси огромное количество политических и экономических заключенных.

Денис продолжает рисовать то, как разбивается образ отца нации: «Папа, помню, как я плакал и лаяла собака/Теперь мы плачем от перцового газа в автозаках». Cтрочка про перцовый газ и автозаки также говорит о недавних протестах 14 июля, где мирных людей жестоко разгоняла полиция. Дальше он пишет и про упавший рейтинг, и про простую истину «если любишь, отпусти», что к Беларуси относится очень точно: если ты правитель и любишь свою страну, то ты должен понимать, что власть должна сменяться.

Я нахожу этот трек очень емким и сильным. И, в отличии от Цоя, наполняющего желание свободны надеждой и верой в лучшее, Грязь показывает нам настоящее отчаяние, в котором мы за эту свободу боремся.

Я искренне восхищена этой песней — тем, насколько ярко она живет в контексте происходящего. Но и вне контекста нужную эмоцию она доносит.

С вами была Медуза, дочь Харона.

Подписывайтесь на мой канал, чтобы стать причастными к РадиоОлимпу, и ставьте лайк этому посту.