Найти тему
Свобода во Христе

Пастырям: троекратное "паси"

"Я есмь пастырь добрый"
"Я есмь пастырь добрый"

Роль пастыря в поместной церкви невозможно переоценить. Он и проповедник, и учитель, и наставник, и организатор, и администратор, и строитель, и блюститель церковного здания. Все заботы, связанные с жизнью церкви и ее молитвенным домом, наваливаются на пастыря подчас как снежная лавина. И он вынужден разгребать этот ком, потому что видит, что все эти хлопоты идут на благо церкви, заботу о которой поручил ему Пастыреначальник Иисус Христос.

Чего ожидает от священнослужителя Господь?

«Когда же они обедали, Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси агнцев Моих. Еще говорит ему в другой раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих. Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр опечалился, что в третий раз спросил его: любишь ли Меня? и сказал Ему: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих» (Ин.21:15-17).

Иисус ожидал от Петра любви и исполнения Его воли. Он дал поручение апостолу во время обеда, и это не случайно, потому что одно из значений древнегреческого слова βόσκω («пасти») является «кормить». Иисус как бы говорит: «Так же как Я вас сейчас кормлю, кормите и вы агнцев Моих. Так же как Я получаю пищу от Бога, так и вы просите у Отца то, чем кормить церковь».

-2

Иисус не ловил рыбу на берегу, - она появилась у Него подобным образом, как в случае кормления 5-ти и 4-х тысяч человек. Земная пища, сшедшая с небес. Этим Господь так же хочет сказать пастырям: «Кормите людей Мной, ибо Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек (Ин.6:51)». Служение пастыря на Божьем пастбище подразумевает, во-первых, кормление агнцев небесной пищей, Христом Иисусом. Это означает, что проповеди обязательно должны быть библейскими и христоцентричными, но, к сожалению, они не всегда являются таковыми в современных церквях.

Мы слышим проповеди «на тему», проповеди-нравоучения, проповеди-лекции, проповеди-философствования, проповеди - ответ на проблему, но не вкушаем Хлеба, сшедшего с небес. У служителя, возможно, не хватает времени или желания погрузиться в библейский текст, самому напитаться хлебом, сведшим с небес, чтобы потом поделиться им с церковью. Хватает времени лишь на то, чтобы «перекусить» на бегу.

Пастырь возможно говорит: «Я вымаливаю у Бога проблему, какую нужно осветить на следующем богослужении». Несомненно, общение с небесами, молитва – это первое, что делает проповедник. Однако, одной молитвы мало, нужен еще и серьезный труд, нужно ежедневное глубокое исследование Священного Писания.

Проповедь необходимо скрупулезно и тщательно готовить, чтобы пища духовная была удобоваримой, то есть вдохновенной, понятной и главное христоцентричной. Сегодня в большей степени мы имеем проповеди-скороспелки. Идет «стрельба дробью», читается множество текстов, чтобы подтвердить ту или иную идею, главная мысль или теряется, или отсутствует вовсе. Мы слышим о проблеме, но не видим Христа распятого, и, по сути дела, не слышим Слова Божьего, хотя читаем текст за текстом, следя за мыслями проповедующего.

Церковь голодает от таких проповедей, она не насыщается Христом. Нужна «стрельба» не «дробью», а «пулей», то есть одна цель, одна идея, один главный отрывок Священного Писания, к которому мы возвращаемся в течение всей проповеди. Хорошая проповедь должна быть тщательно подготовлена, ибо «проклят, кто дело Господне делает небрежно» (Иер.48:10).

Подготовка проповеди - это дело не одного дня и даже не одной недели. Поэтому было бы хорошо чаще напоминать пастырям и пресвитерам о такой науке, как гомилетика, проводить с ними семинары по этому предмету, чтобы церковь слышала истинно библейские проповеди, а не проповеди-наборы библейских текстов.

Итак, во-первых, Иисус говорит о том, чтобы пастырь кормил агнцев словом Божьим, утешал в личных беседах при посещении, подкреплял дух общины и ободрял ее.

Во-вторых, Господь обращает внимание на руководство пастыря церковью. «Еще говорит ему в другой раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих» (Ин.21:16). Иисус применил здесь другой синонимичный глагол «паси» (ποιμαίνω), который имеет более широкое значение, чем в Ин.21:15: не просто «корми», но и «руководи», «охраняй», «защищай».

-3

Если в первый раз Иисус говорит о том, чтобы агнцы не оставались голодными ни духовно, ни физически, во второй раз Господь подчеркивает то, что пастырь является руководителем и защитником своих овец от расхищения, - от ересей, от лжебратьев и хищных волков, прячущихся до времени под овечьими шкурами и неожиданно наносящих удар по церковному братству.

Излюбленным орудием этих «ревнителей» является обвинение «в церкви нет любви». Возможно, они отчасти правы, потому что церковь – это не один человек, все мы люди разные, имеющие и достойные, и неприглядные качества характера. Да и кто может сказать о себе, что он человек положительный на все 100? Неужели только обвинители церкви в отсутствии любви имеют эту самую любовь? Пастырь должен вступиться за церковь, оградить ее от подобных обвинений.

Да, есть люди, в которых может еще проявляться и жестокость, и раздражение, и резкость. Но как можно обвинять в этом всю церковь? Ведь в ней есть и другие братья и сестры, проявляющие истинный дух Христов в милосердии, заботе, утешении и помощи. Как же могут эти «ревнители доброго» так оскорблять истинно духовных христиан, обвиняя, в том числе и их в отсутствии любви? «Паси овец Моих», не давай их в обиду хищникам, встань за них в проломе, пастырь. Защищай от лживых наветов. Именно на это служение поставил тебя Бог блюстителем стада.

Что касается руководства церковью, то зачастую пастырь так увлекается им, что просто ломает все то, что годами было создано до его прихода; так разворачивает общину в направлении своего видения, что просто подминает церковь под свой стиль администрирования, навязывая ей директивы сверху и игнорируя побуждения снизу; так резко крутанёт руль управления церковным кораблем, что он делает опасный крен в своем движении, - снасти трещат, в каютах все валится, экипаж падает с ног. Люди оказываются сбитыми с толку, не зная, чем же им теперь заниматься.

-4

В результате служители церкви – пресвитеры, дьяконы, руководители отделов – превращаются в функционеров, в механических исполнителей пастырской воли без огонька, без интереса, без творчества. Такое «руководство» отбивает всякое желание и всякую духовную инициативу сделать всё как для Господа, а не для человеков.

Подобное положение вещей было подмечено еще А.С. Грибоедовым, когда он вложил в уста Чацкого горькую реплику: «Служить бы рад, - прислуживаться тошно!» Авторитарное руководство наносит только ущерб делу Божьему, принося в среду церковных служителей недоумение, разочарование и апатию.

Если говорить о руководстве, то оно должно быть подобным тому, как руководил Своими овцами сам Иисус: нежно, ласково, деликатно, не угашая льна курящегося, не ломая трости надломленной. Люди, составляющие общину, - это самое драгоценное, что есть у пастыря. И если он будет руководить ею, как немощным сосудом, как любящий супруг и отец семейства руководит семьей, то невеста Христова ответит ему взаимностью, пониманием, сотрудничеством в духе и истине.

Но и это еще не все. «Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр опечалился, что в третий раз спросил его: любишь ли Меня? и сказал Ему: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих» (Ин.21:17).

Чтобы пастырь не зациклился на себе и своем стиле руководства, Христос произносит опять то самое слово «паси» (βόσκω), то есть «корми», «питай», «содержи» общину своим вниманием, искренней любовью к каждому брату и каждой сестре. Попробуй пожить их видением, отбросив свое. Не подминай их под себя, но отвергни себя, ведь не командовать Я тебя поставил, а жить с ними, и не твое это стадо, а Мое. Ведь это Я нуждаюсь в решении их житейских проблем. Ведь это Меня ты питаешь и утешаешь в их лице. Ведь это Мне ты говоришь проповеди, когда глядишь с кафедры в их глаза, и ко Мне приходишь домой, посещая их жилища. Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне (Мф.25:34-40). Помни об этом, пастырь. Это Мои овцы. И не только агнцы новообращенные, не только агнцы – дети и подростки, но и овцы, которые уже не первое десятилетие поддерживают церковь и которые воспитали, быть может, не одного пастыря в своей среде. Тебе нужно жить их нуждами и их интересами и не зарываться в своем рвении сделать их лучше. Ты уйдешь через некоторое время от них, а им здесь, на этом месте предстоит дождаться Меня. Поэтому корми, храни и уважай то стадо, где Я поставил тебя пастырем. Паси овец Моих».

По моему глубокому убеждению, пастырь призван вдохновлять, а не принуждать, лелеять, а не ломать, жить интересами членов его церкви, а не интересами его семьи. В этом смысл троекратного «паси», сказанного Иисусом Христом. Да поможет Господь всем нашим братьям пастырям и пресвитерам следовать этому наставлению Божьему.

(иллюстрации взяты из открытых источников: яндекс-картинки)