Про про поэтессу Серебряного века и ее образ как матери написано немало: одни считают ее чудовищем, уморившим собственную дочь, деспотом с чертами Нарцисса, которому нет прощения, другие - оправдывают Марину тем, что "время такое было" и "жизнь по ней катком проехала".
Не хочется уходить в эту тему.
Цветаева и ее стихи связаны у меня с юностью, восторгом от Серебряного века. В далёкие нулевые и информации мало было - интернет далеко не у каждого, в библиотеке попробуй найди ещё!
Вот и пропустила часть интересных моментов, связанных не совсем с Цветаевой, но имеющих к ее семье прямое отношение.
Из школьной программы мы знаем, что у Марины Цветаевой и Сергея Эфрона было две дочери и сын.
Вот о старшей дочери Ариадне, и поговорим
Да, талантливая мать требовала от дочери по полной. Ариадна прекрасно владела искусством слова, знала языки, вела дневниковые записи и многое другое. Хороша это или плохо - не нам судить, но интересный факт, о котором мало кто знает, хочется рассказать подробнее.
Ариадна прекрасно рисовала
Конечно, в раннем возрасте, как и у всех ребят, на листе появлялись головоноги и кракозябры.
А мать всячески критиковала эти попытки.
Как при таком подавлении первых робких шагов смог вырасти художник, удивительно.
Шли годы. Менялась страна, ее лихорадило и трясно. Семью Цветаевой бросало из страны в страну. Ариадна выросла, вернулась из эмиграции на родину. И....
Сразу была осуждена за шпионаж.
Туруханск, куда ее отправили в ссылку, был особым местом, которое перевидало за столетия множество опальных знаменитостей: протопоп Аввакум, сподвижники Пугачева, Сталин, Лев Гумилев. Вот и Ариадна Эфрон попала в один список с ними.
В одном из писем она рассказывала о том, что «Река огромная, природа суровая, скудная и нудная. На месте работой и жильем не обеспечивают, устраивайся, как хочешь. Зона хождений – очень ограничена и нарушать её не рекомендуется – можно получить до 25 лет каторжных работ, а эта перспектива не очень воодушевляет».
В ссылке Ариадна прожила до 1955 года, пока ее не реабилитировали.
Вы только представьте оставьте, каково пришлось образованной девушке, учившийся в Париже живописи и графике, говорившей на нескольких языках в таких суровых условиях!
Ей пришлось работать уборщицей и посудомойкой, колоть дрова и таскать воду из Енисея.
Потом Ариадну Эфрон перевели работать в клуб, где ее талант художника вдруг заметили.
Не платили месяцами, но эта работа помогала дышать и жить: девушка ставила спектакли, шила костюмы, рисовала декорации. Она выпускала газету. Дети смогли веселиться на новый год у ёлки, а праздник тоже организовала Ариадна.
Работа помогала ей жить и верить, а сама она стала светом для многих жителей Туруханска.
Ариадна Сергеевна была многогранной:
от матери ей досталось умение работать со словом, а её дед, Иван Владимирович Цветаев был крупнейшим знатоком изобразительного искусства. В Париже её довелось учиться у Натальи Гончаровой, в студии Шухаева, в Ecole de Louvre. Дочь Цветаевой нашла выход для своего таланта, а что ещё важнее - это действительно было важно не только для нее, но и для окружающих в тот момент.
Спасибо за внимание и дочитывания! Творчество спасает и помогает найти свое место, когда непросто и тяжело.