«Ерала́ш» — советский и российский детский юмористический киножурнал, выпускающийся с 1974 года на Центральной киностудии детских и юношеских фильмов имени М. Горького, показываемый сначала в кинотеатрах, а потом на телевидении.
Художественный руководитель журнала — Борис Грачевский. С 1974 по 1995 гг. киножурнал выпускался на основной территории Центральной киностудии детских и юношеских фильмов имени М. Горького, начиная с 1996 года киножурнал выпускается на собственной киностудии («Ералаш-Лэнд» (1996-2005), Киностудия «Ералаш» (2005-н. в.)) при Киностудии имени Горького.
Режиссёр Алла Сурикова отправила в ЦК КПСС письмо с предложением создать для детей юмористический киножурнал «Фитилёк» (задуманный как детская версия взрослого сатирического киножурнала «Фитиль»). Основателями киножурнала стали драматург Александр Хмелик и Борис Грачевский (последний с 1974 по 2001 год являлся его директором, а с 2002 года — художественным руководителем). В процессе разработки название «Фитилёк» было отвергнуто. Самая распространённая «легенда» гласила, что среди зрителей был объявлен конкурс на название киножурнала и название «Ералаш» было взято из письма некой советской школьницы, которое не сохранилось.
Высказался поддержав Виталии:
Вы правильно начали заметку с того, что Ералаш задумывался как детская версия сатирического киножурнала Фитиль.
В этом и кроется ответ на вопрос, почему Ералаш уже не тот. Просто Грачевский ушёл от истока, от первоначальной концепции.
Советский Ералаш на 2/3 был именно САТИРИЧЕСКИМ киножурналом. Пересмотрите выпуски 70-80-ых и вы всё поймёте. Если Фитиль высмеивал фарцовщиков, спекулянтов и волокитчиков, то Ералаш - лодырей, двоечников, хулиганов, мажоров, реже - экранизировал анекдоты из Мурзилки или делал детские пародии на фильмы, как Вы написали.
А Ералаш времен Перестройки в силу ослабления цензуры и вовсе шутил на злобу дня, например, на темы кооператорства и даже политики (выпуск Куда податься, например).
Даже в 90-ые ещё сохранялась сатира, шутили, например, над подростками, подражавшими браткам и копировавшими их манеры поведения. Сейчас в связи с распространением АУЕ очень актуальная тема. Вспомните ещё пародию на Ельцина, кажется, Дорогие россияне выпуск называется. Сейчас такое на километр к эфиру не подпустят.
А с началом 00-ых в Ералаше почти не осталось сатиры, всё уперлось в бытовуху, в экранизацию баек и анекдотов из Классного журнала (лайк, если помните такое издание).