Найти тему

Почему «Оно 2» хуже первой части, но всё же один из лучших хорроров года

Оглавление

Действие слегка затянуто, а актёры не выглядят командой. Однако серьёзные темы и хорошие спецэффекты исправляют ситуацию.

На российские экраны вышла вторая часть экранизации знаменитого романа Стивена Кинга. Первый фильм, появившийся в 2017 году, стал рекордсменом проката для картин с рейтингом R и одним из самых успешных хорроров всех времён.

Зрителям очень полюбилась история «Клуба неудачников» — детей-аутсайдеров из городка Дерри, которым пришлось побеждать жуткого монстра, появлявшегося под видом клоуна Пеннивайза.

Как и в книге, в продолжении действие переносится на 27 лет вперёд, то есть в наши дни. И уже повзрослевшим героям приходится снова вернуться в родной город, чтобы дать финальный бой вновь возродившемуся злу.

После успеха первой картины режиссёру Энди Мускетти, очевидно, дали больше свободы и возможностей. Поэтому вторая часть вышла масштабнее, а в актёрском составе — сплошь звёзды. Но именно это и сделало картину более спорной. В ней есть несколько важных недостатков. Однако и достоинств тоже хватает.

Проблема первая: дольше — не значит лучше

Продолжительность первой части составляла 2 часа 15 минут. Второй фильм на полчаса длиннее. Отчасти это обоснованно. Лента 2017 года была вполне линейной историей, где события развивались последовательно.

В продолжении авторам нужно сначала представить повзрослевших героев, которые странным образом забыли почти всё, что с ними случилось. Потом при помощи флешбэков заставить их вновь переживать прошлое. И при этом должно хватить времени ещё и на новую историю.

Но беда в том, что для зрителя прошло не 27 лет, а максимум два года, и воспоминания о событиях ещё свежи. И поэтому сцены из прошлого иногда кажутся лишними. Тем более что часть из них взята прямо из первой картины.

А в тех флешбэках, где рассказывается о более поздних событиях, не очень получается переживать за героев. Даже если зритель не читал книгу, ему прямо показывают: все они выжили и выросли, так что реальной опасности для детей нет.

-2

Что же касается событий, которые разворачиваются в наши дни, то, возможно, создатели фильма оказались заложниками слишком объёмного и подробного оригинала Стивена Кинга.

Мускетти точно так же пытается максимально полно рассказать о самих героях, их взаимоотношениях, о происхождении Пеннивайза, странном культе индейцев и многом другом.

Но почти трёхчасовой хронометраж не приносит практически никакой пользы, а лишь снижает темп повествования. Вместо того, чтобы развивать героев в самом действии, им слишком долго позволяют обсуждать одни и те же страхи и разбираться в себе.

Для философской фантастики вроде «Бегущего по лезвию 2049» такая неспешность была допустима. А вот для хоррора это губительно: между страшными сценами испуг уже забывается и иногда становится скучновато.

Проблема вторая: звёздный каст только мешает фильму

О том, что продолжение точно будут снимать, стало ясно уже вскоре после выхода первой части. И тогда у всех возникло большое опасение. Юные актёры сыграли на удивление хорошо, между ними чувствовалась химия, и командная работа в кадре выглядела потрясающе. И поэтому многие сомневались, смогут ли взрослые актёры передать ту глубину отношений и эмоции, которую показали дети.

-3

Ответ оказался неоднозначным. С одной стороны, авторы поступили совершенно разумно: на главные роли пригласили звёзд первой величины. В таланте Джеймса Макэвоя и Джессики Честейн сомневаться не приходится, поэтому роли Билла и Беверли оказались в надёжных руках.

Комик Билл Хейдер в последние годы покорил всех своим сериалом «Барри», и лучшую кандидатуру на роль хохмача Ричи даже трудно представить. Остальные актёры в отдельные моменты могут выглядеть чуть слабее, но зато отлично подходят портретно.

Разумеется, кроме Джея Райана, но тут всё соответствует оригиналу. Его Бен, страдавший в детстве от лишнего веса, с возрастом похудел и стал красавцем. И, опять же, образ выбран прекрасно. Казалось бы, такой состав просто не может сыграть плохо. Но возникла другая проблема.

Герои больше не создают ощущение команды.

Из-за того, что опытные актёры в общих сценах перетягивают внимание на себя, потерялась та сама химия. Теперь это сольные выходы конкретных героев, а не общая работа. Причём в случае Макэвоя всё ещё сложнее: он большую часть времени вообще появляется отдельно от других персонажей.

Здесь трудно сказать, была ли проблема в несогласованности графиков съёмок или же режиссёр решил дать больше времени самому популярному артисту. Но кажется, что всех персонажей снимали независимо друг от друга, а потом уже дополнили действие общими сценами.

-4

В целом, это норма для современного кино и сериалов: нетрудно заметить, что во многих проектах, где есть несколько центральных героев, персонажи чаще всего делятся на группы по два-три человека и их показывают врозь.

Но проблема в том, что на протяжении всего фильма герои «Оно 2» повторяют, что главное — оставаться вместе и быть командой. А зритель видит только отдельных актёров.

Однако всё перечисленное выше — лишь придирки к ленте. Они, конечно, портят ощущения от просмотра. Но всё же плюсов у картины больше.

Достоинство первое: это хорошее развитие психологических и социальных проблем

Первая часть новой экранизации «Оно» представила несколько иной взгляд на сюжет Стивена Кинга. В версии Энди Мускетти главным злом показан не сам Пеннивайз, а люди: жестокие подростки, нападающие на слабых, родители, затравливающие своих же детей, равнодушные прохожие, которые не хотят замечать преступления.

-5

Этот реализм делал идею классического хоррора более социальной и живой, выводя фильм скорее в жанр психологического триллера. И в этом плане продолжение удачно развивает тему.

Дети давно выросли, разъехались по разным городам. И в самом начале история подкидывает первую важную идею: все хотят помнить о детстве только хорошее. Эта тема особенно актуальна сейчас при повальной моде на ностальгию.

-6

Плохие воспоминания стираются, оставляя место только приятным моментам и людям. Однако именно это и заставляет героев повторять свои ошибки.

И снова Мускетти показывает примеры, будто подсмотренные в жизни: герои вступают в брак с теми, кто похож на их жестоких родителей, и никак не могут избавиться от комплексов детства, даже будучи состоявшимися людьми.

А когда они попадают в родные места, все проблемы прошлого наваливаются на них с новой силой. В фильме это обосновано действием мистических сил. В жизни это просто возврат к травмирующим воспоминаниям. И снова всех жутких существ можно считать не проявлением сверхъестественного зла, а просто отражением страхов каждого.

Именно поэтому концовка ленты немного отличается от книжного оригинала. Она более реалистична и предлагает иной выход из ситуации: суть не в победе над злом, а в отказе бояться.

-7

И, кстати, на тему финала в картине шутят неоднократно. Не зря Билла здесь сделали не просто писателем, а ещё и сценаристом, которому никак не удаются концовки его произведений. Ровно в этом же нередко обвиняют и самого Стивена Кинга. Он никогда и не скрывал, что ассоциирует себя с этим персонажем. И тем более забавно выглядит камео короля ужасов в фильме.

Достоинство второе: масштаб хоррора растёт

Ну а тем, кому в первой части больше всего понравились спецэффекты и выходки Пеннивайза, продолжение точно придётся по душе.

-8

Биллу Скарсгарду здесь дают ещё больше времени. Причём иногда создаётся ощущение, что авторы пошли по стопам создателей «Оно» 1990 года. Тогда исполнителю роли страшного клоуна Тиму Карри просто позволяли импровизировать и дурачиться на площадке.

Здесь кривляний и безумных движений у Пеннивайза становится ещё больше. Плюс они приправлены отличными спецэффектами: видно, что бюджет ушёл не только на актёров. Клоун перевоплощается во множество странных существ, причём картинка постоянно балансирует на грани смешного и страшного.

Скримеры, как и раньше, не просто появляются регулярно: их вываливают пачками по 3–4 подряд. И это создаёт интересный эффект: зритель уже хочет расслабиться, а ему подкидывают очередной всплеск.

-9

При этом вся классика хорроров на месте: комната с зеркалами, реки крови, мерзкие насекомые, щупальца, вывернутые конечности. В общем, всё то, что так любят поклонники жанра.

К финалу всё это уходит в не совсем нужную философию. Но зато масштаб спецэффектов разрастается, и потому можно даже простить авторам излишний пафос.

Итог: это всё равно один из лучших фильмов ужасов года

Жанр хоррора сейчас переживает второе рождение. Но по большей части это происходит благодаря необычным авторским проектам вроде «Реинкарнации» и «Мы». А вот классические ужастики с жуткими монстрами и скримерами всё чаще проваливаются, вспомнить хотя бы очередного «Слендермена».

-10

И в этом плане «Оно 2», как и первая часть, удачно держится особняком. Вроде бы лента рассказывает о важных темах и центральные актёры отлично отыгрывают драму, но при этом сюжет не уходит в абсолютные иносказания, как это было в «Солнцестоянии».

Здесь достаточно простых пугалок, а талант режиссёра и бюджет позволяют не перегружать картинку темнотой, помогая зрителю насладиться зрелищем в полной мере. Поэтому «Оно 2» — всё-таки неплохой хоррор, который оставит приятные впечатления.

Спасибо за предоставленный материал - https://lifehacker.ru/ono-2/

Нажми сюда и подпишись , спасибо !