Музей моды города Парижа, с которого началось мое незапланированное виртуальное путешествие, стал отправной точкой по ряду причин, но в большей степени из-за того, что за несколько поездок в Париж мне так и не удалось попасть в эту сокровищницу мировой моды — музей закрыт на реконструкцию и откроется только в октябре. Однако, его виртуальные коллекции позволили мне отчасти компенсировать подобную несправедливость.
Поскольку первый эксперимент в общем-то оказался успешным, я решила продолжить виртуальный вояж посещением сайта еще одного музея, который на протяжении вот уже года избегает встречи со мной под разными предлогами — музей Клюни, национальный музей Средневековья Франции.
Это громкое название уже давно будоражило мой интерес, однако даже в последнюю мою поездку во Францию, каким-то непостижимым образом связанную с эпохой средневековья, мне не удалось попасть на очную встречу с этим музеем: его посещение было запланировано на 13.03.2020, но в этот день в Париже закрыли практически все культурные объекты из-за коронавируса.
В результате мне пришлось довольствоваться посещением Венсенского замка, Руана и Страсбурга. Теперь же стало известно, что открывшись всего на два месяца, в конце сентября музей средневековья закроется на реконструкцию — иначе говоря единственной возможностью познакомится с его богатейшей коллекцией для простых обывателей остается посещение сайта…
Справедливости ради стоит отметить, что при таком количестве экспонатов, а музей Средневековья в Париже обладает одной из самых богатых коллекций предметов быта, декора, искусства данной исторической эпохи, реализовать виртуальное музейное пространство очень сложно.
К тому же определенные проблемы возникают и из-за специфики экспонатов — размещенные на сайте, даже в формате высококачественных 3D изображений, они теряют самое главное и самое ценное — атмосферность, дух эпохи…
Казалось бы у этого музея просто нет будущего в электронном формате, но французы с присущим им оптимизмом и тягой к прекрасному, как-то умудрились найти выход… Оказавшись на страницах сайта, погрузившись в изучение шедевров и многочисленных экспонатов, каждый из которых содержит подробное описание, просто забываешь о времени и пространстве….
Отчасти этому способствует очень удобная навигация: изучать эпоху Средневековья можно со всех сторон и ракурсов, начиная от первых скульптур и каменных изваяний, в которых еще доминируют античные черты, и заканчивая самыми мельчайшими деталями и аксессуарами — кольцами, пуговицами, ножами и ложками эпохи высокого средневековья….
При этом все коллекции и экспонаты систематизированы по разным признакам: материалам, из которых они изготовлены, историческим периодам, художественным стилям и направлениям — любой желающий просто выбирает наиболее удобный путь для изучения эпохи.
В моем случае этот путь оказался неразрывно связан с предметами декоративного искусства.
По большей части в эту эпоху предметы декора так или иначе определялись религиозной тематикой - на благо христианства трудились ювелиры, скульпторы, резчики, ткачи, вышивальщицы.
Собственно с последних я и начну. Главный шедевр, который притягивал меня в этот музей — широко известная серия из шести гобеленов 15 века «Дамы с единорогом».
Почему-то в моем сознании именно эти гобелены в первую очередь ассоциируются с искусством средневековья, воплощают его символику, своеобразное изящество и красоту. Тонкие фигурки средневековых дам, причудливые растения, сложные узоры, роскошные платья, многочисленный сказочный бестиарий и, конечно, — единороги.
Все они вместе создают ощущение какой-то иной реальности, волшебства, ощущаемое даже в искусственном и холодном свете монитора…87 ракурсов в мельчайших деталях передают изображение каждого из шести гобеленов, позволяя не только увидеть незаметные глазу детали сюжета, но и разглядеть каждую ниточку, каждый стежок…
Поскольку «Дамы с единорогом» стали началом экскурсии, путь дальнейшего посещения музея мне можно было выбрать исходя из трех доступных вариантов (согласно внутренним ссылкам и навигации сайта): отправиться на поиски единорогов в других предметах декора, углубиться в изучение 15 века или обратиться к миру средневековой вышивки и гобеленов.
Я выбрала последнее: вышивка, ткани, сложные узоры и рисунки разноцветных нитей, как мне думается, позволяют увидеть мир Средневековья в боле теплых и радужных цветах, более душевных.
Например серия гобеленов «Жизнь господ» - яркое и красочное воплощение сюжетов из жизни аристократов, - своего рода некая форма повседневной истории. И хотя персонажи статичны, а фигурки цветов и животных несколько упрощенные, благодаря теплым краскам, обыденным, почти домашним сюжетам, в которых есть место юмору и забавам, создается ощущение жизни и движения.
Или еще один прекрасный образец средневекового вышивки — одно из 32 панно, рассказывающих легенду святого Мартина - «Исцеление слепой», и бывших некогда частью набора украшавшего одной из многочисленных церквей Франции.
Хрупкие фигурки персонажей, строгие складки тканей одежды и даже слабые блики воды благодаря тончайшим, едва заметным глазу серебряным и золотым нитям наполняются теплым, легким светом. Он очаровывает, наполняет душу ожиданием чего-то большего, лучшего, волшебного...Совершенно непостижимой кажется мысль, что этому скромному полотну уже более 500 лет — магии, созданной художниками 15 века не мешаю ни время ни пространство…
Данная вышивка включена в раздел «Шедевры музея», знакомство с которым в этой связи стало неизбежным приключением. Именно здесь мне удалось наткнуться на совершенно особенный экспонат — золотую розу.
Казалось бы, что такого особенного в этом изделии средневековых ювелиров? Все дело в том, что это не просто сокровище — это символ, которым папа римский ежегодно отмечал наиболее ревностного сторонника веры из числа своих приближенных. А роза, которая хранится в музее Средневековья, и которую граф Невшатель получил от римского папы в 1330 году является еще и самой старой из сохранившихся.
К сожалению религиозная символика не смогла защитить столь хрупкие произведения — материал, из которого они делались, всегда ценился человечеством намного выше любых нравственных ценностей, и сегодня эта роза не просто самая старая, но и одна из тех немногих, что смогли устоять перед нравственными пороками человеческой души…
Логичным продолжением встречи с розой стало мое более пристальное знакомство с ювелирными шедеврами музея, которые доступны для изучения на его сайте. Это еще один раздел, который подобно прекрасным гобеленам и разноцветным витражам иллюстрирует ложное представление об эпохе средневековья как о темных временах, лишенных света разума и красоты. Украшения, изделия из золота и серебра, созданные в эту эпоху, не только отличаются большим разнообразием, тонкой отделкой и своеобразным стилем, но и наделены особым изяществом и утонченностью.
Конечно, в первую очередь речь идет о предметах религиозного культа — как ни крути, но в средние века именно церковь была центром средоточия культурной жизни. В этой связи особенно примечательными выглядят средневековые реликварии — драгоценные шкатулки, в которых хранились мощи святых.
Например: шкатулка-реликварий из Мутье-ан-Тарантез, созданная в конце 12 — начале 13 века. В сущности простой ларец с камнями грубой отделки, лишенный каких-либо сложных или вычурных элементов декора, который благодаря вставкам из горного хрусталя приобретает вид совершенно уникального, волшебного предмета, больше подходящего на роль реквизита для какой-то сказки или эпоса, нежели на объект религиозного культа.
Или знаменитые лиможские эмали — своего рода модный трэнд позднего средневековья, популярности которого опять-таки поспособствовала католическая церковь.
Ювелирная эмаль хоть и была достаточно трудоемкой в изготовлении (подробнее об эмали в ювелирном деле можно узнать здесь), но при этом отличалась большей пластичностью и давала больший простор для фантазии и творчества, чем хрупкие и капризные ювелирные камни.
Лимож же прославился в первую очередь за счет специфичной, более дешевой техники, при которой основа для рисунка не наплавлялась на металлическое основание а выдалбливалось в нем в форме определенных ячеек.
Появившись на рубеже 12-13 веков исключительно как декоративное оформление религиозных предметов, эмали очень скоро благодаря своей относительной дешевизне проникли в более приземленные сферы человеческой жизни — светские украшения.
Конечно, господство эмалей в этой сфере не было безраздельным — золото и драгоценные камни всегда оставались в цене и высшие слои населения все-таки стремились носить именно такие «стандартные» украшения.
Прямым доказательством этому служат несколько колец и поясов, найденных некогда в составе так называемого Кальмарского клада. Благодаря тому, что кто-то из весьма состоятельных людей в далеком 14 веке, в годы страшной Черной смерти решил сделать вклад на будущее, но по всей видимости не смог им воспользоваться, мы сейчас можем наблюдать одно из самых редких явлений в истории мирового ювелирного дела — средневековые украшения…
Маленькие ювелирные шедевры царства красоты и декора, прекрасные гобелены и вышивка - отнюдь не единственное, что можно изучить на сайте музея — ретроспектива рассматриваемой эпохи показана здесь настолько широко и объемно, что любой желающий может найти ее выражение в совершенно разных вещах: от раздвижного столика — прекрасного образчика средневековой в общем-то очень немногочисленной мебели, до столового ножа и вычурного гребня из слоновой кости.
Такое многообразие экспонатов, наделенных особой аурой, некой красотой и очарованием позволяет опровергнуть стойкое представление об эпохе Средневековья, как о времени упадка человеческой культуры, кровавых войн, бесчисленных трагедий, религиозного фанатизма и крайне грубой повседневности.
В конце -концов трагичность и войны были присущи человечеству и до и после куда в более страшных масштабах — чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть очередной выпуск новостей, а вот могут ли шедевры современного искусства не то что превзойти, а даже в должной мере конкурировать с произведениями средневековых художников и ремесленников — вопрос спорный.
Если я вас не убедила — можете сами попробовать погрузиться в эту эпоху и попытаться проникнуться ее волшебной атмосферой на сайте музея Клюни, музея Средневековья: https://www.musee-moyenage.fr/
Если вам понравилась эта статья, пожалуйста поставьте лайк и напишите комментарий. Если вас, как и меня интересует красота во всех ее проявлениях - подписывайтесь на мой канал «В поисках счастья и красоты», - будем искать ее вместе.
Если вы хотите увидеть ещё что-нибудь красивое, возможно вам будут интересны другие статьи моего канала, посвящённые путешествиям и достопримечательностям: белому замку прекрасных женщин, французской весне,Страсбургу, Руану, красивейшим французским садам и паркам (Живерни и Этрета) музею Ив Сен-Лорана, или рассказ о моем самом любимом художнике - Художнике света, о фильме Гордость и предубеждение...