Найти в Дзене
ЮСТВyz

ПОСЫЛКА ОТ МАТУШКИ

#армейские истории #и смех, и грех Самые теплые воспоминания о Донецке, в котором пришлось побывать для того, чтобы экстерном закончить в начале 80-х военное училище. - «Миллион кустов роз в городе – по кусту на каждого жителя» - так информировали стюардессы пассажиров самолетов, совершающих посадку в этой столице шахтеров. И тут же - самолеты даже днем совершали посадку с включенными своими прожекторами, такой был смог. -Товарищи курсанты-экстернатчики! Донецк – город гостеприимный! Шахтеры – люди добрые, накормят, напоят, «отметелят», затем сбросят в шахту! Поэтому рекомендую- с местным населением в контакты не вступать, самим не злоупотреблять! Учеба - и только учеба! Такими напутственными словами нас встретил начальник экстерната, товарищ полковник, назначенный из преподавательского состава. В правоте его слов мы убедились в тот же вечер, когда вышли познакомиться поближе с городом. Как же он был прав! Правда, не до конца… Контингент прибывших на учебу условно можно было раздел
Оглавление

#армейские истории #и смех, и грех

Было...
Было...

Самые теплые воспоминания о Донецке, в котором пришлось побывать для того, чтобы экстерном закончить в начале 80-х военное училище.

- «Миллион кустов роз в городе – по кусту на каждого жителя» - так информировали стюардессы пассажиров самолетов, совершающих посадку в этой столице шахтеров.

И тут же - самолеты даже днем совершали посадку с включенными своими прожекторами, такой был смог.

-Товарищи курсанты-экстернатчики! Донецк – город гостеприимный! Шахтеры – люди добрые, накормят, напоят, «отметелят», затем сбросят в шахту! Поэтому рекомендую- с местным населением в контакты не вступать, самим не злоупотреблять! Учеба - и только учеба!

Такими напутственными словами нас встретил начальник экстерната, товарищ полковник, назначенный из преподавательского состава.

В правоте его слов мы убедились в тот же вечер, когда вышли познакомиться поближе с городом. Как же он был прав! Правда, не до конца…

Контингент прибывших на учебу условно можно было разделить на три группы (по материальному статусу):
- те, которые имели в кармане какую-то сотню рублей на весь период обучения, т.е на три месяца. Они стали на довольствие в курсантскую столовую;
– те, у которых было по шестьсот-восемьсот рублей;
- те, кто прибыл из групп войск и имели по три-четыре тысячи рублей «на жизнь».

Естественно, первая группа начала сразу же «грызть гранит науки» в первый же вечер, оккупировав училищную библиотеку.

Две вторых группы после лекций, приведя себя в порядок, еще в военной форме (это потом мы уже ходили в «гражданке», а так-то людей в форме уважали в те времена, да еще как!) выдвинулись «на освоение просторов». Да так «выдвинулись», что по Донецку через месяц пошел упорный слух, что военным зарплату повысили)))

Побродили по городу – огромный он, конечно, был в то время – сорок восемь на пятьдесят километров. Как сейчас помню… Пришлось его пешочком тоже…

Прямо сходу сформировались свои группы по интересам. Как-то так вышло. Нас было трое…Старший нашей группы в целом и старший по званию – капитан Саша, его тезка и я. С его тезкой мы были очень похожи – прям, двойняшки.

Вначале провели ознакомительную экскурсию по центру города. Посовещались - где будем ужинать, как день заканчивать. Увидели рекламу, что в ресторане «Уголек» выступает московское варьете. Чудо! Первый день в Донецке – и сразу попадаем на выступление московских артистов! Попали, на удивление, поскольку с местами было напряжно.

Присели за столик, почитали меню, заказали выпить и закусить. Окинули взором зал. Ничего так! Публика (кроме нас в форме никого не было), интерьерчик…все путем! Принесли заказ. Как только мы разлили коньячок по рюмочкам и «вздрогнули» за все хорошее…

Мы не успели поставить рюмки на стол…Сначала услышали:

-Здравствуйте, уважаемые товарищи военные!

Потом на нашем столике появились два огромных кулака, на который опирался такой огромный дядька. В коричневом двубортном костюме с орденом на лацкане пиджака, в белой рубахе с галстуком. С широченной улыбкой на лице он произнес длинную фразу, не останавливаясь, будто бы побаиваясь, что его перебьют (хотя чего было бояться с такой «фактурой»?!):

-Я (не буду врать, как его звали – уже не помню) – бригадир шахтеров из шахты (такой-то – тоже не помню…годы…). Мы только сегодня прилетели из Москвы, где нас награждало наше советское правительство в Кремле за выполнение и перевыполнение плана по добыче угля. Мы решили сразу же отметить это дело. Мы очень уважаем наших защитников Родины и очень хотели бы, чтобы вы с нами поучаствовали в нашем торжестве. Возражение не принимаются, потому как, если откажетесь, мои хлопцы, - тут он повернулся и махнул в сторону, где неподалеку они разместились своей компанией («хлопцы» были под стать бригадиру!), - перенесут вас к нам вместе с вашим столиком! Милости просим!

Ну, вот и началось…

Это промелькнули одни и те же мысли одновременно сразу у троих, как мы потом выяснили, делясь друг с другом впечатлениями после этого вечера.

-За столик не волнуйтесь! Разберемся! Прошу!

Деваться было некуда, и мы «пошли в гости». Надо сказать, что все было очень душевно. Вначале еще, правда, проскальзывали наставления нашего «шефа» - «напоят – и в шахту!». Потом все это улетучилось, так как вечер действительно был хорош. Открытые парни с такими же открытыми мыслями-речами и действительно очень уважительным к нам отношением. В Донецке на тот момент из представителей Вооруженных Сил было только наше военное училище. В городе был еще расквартирован полк внутренних войск – вот его шахтеры не любили… Народ-то был простой, работа под землей, конечно же, очень тяжелая, и после нее хотелось, понятно, расслабиться… Характеры, темперамент у людей были разные и, соответственно, поведение после приема «горячительного» - тоже разное. Прямо у «пивнухи», выпив пивка с «прицепом», могли устроить и танцы, а потом и драку. Как и в других питейных заведениях. Но что я должен сказать – знали мы об этом только по рассказам местных офицеров. Нас же Бог миловал – за все время учебы ни наблюдать такого, ни, тем более, участвовать в каких-либо «битвах» не пришлось ни разу. Очень гостеприимные, доброжелательные, участливые люди.

А когда же происходили «заварухи», о которых я упомянул, на разборки приезжали вэвэшники и особо не церемонились…

Еще скажу, для нас было в диковинку видеть в вечернее время милицейские патрули с овчарками. Рестораны работали до двадцати трех часов, кафе – до двадцати двух. В выходные в этих заведениях продавались только вина…водка же, коньяк – ни-ни!

Возвращаясь к первому нашему донецкому вечеру, хочу сказать, что когда он закончился, нас хозяева-шахтеры проводили к такси, нагрузив пакетами с выпивкой и закуской (чтоб угостили мы и своих сослуживцев в честь праздника). Наш столик был оплачен ими же (И НИКАКИХ ВОЗРАЖЕНИЙ!)))

Таксисту Бригадир наказал доставить к месту в лучшем виде:

-Головой отвечаешь! Ты меня знаешь!

Оказалось - Бригадир был известным человеком в этих краях…Это мы уже узнали из рассказов водителя такси.

Так что первое знакомство с городом состоялось, и все закончилось очень даже благополучно и замечательно!

Далее мы неоднократно убеждались в отзывчивости местных жителей.

Как-то наступили в одно время «черные дни»…Это было уже ближе к окончанию нашей командировки. Не только у нашей команды, а и других ребят какая-то была пауза в денежных поступлениях – уже приходилось ждать почтовые переводы от близких и друзей. Ну, что тут сказать – мы были молодыми, энергичными, азартными…Как уж тут на все денег хватит…

И было воскресенье…Конечно же, сидеть на месте в было невмоготу…тоскливо… Все разбрелись уже за пределы училища, а нас в общежитии осталось четверо…

К тому времени мы все уже раззнакомились поближе. Круг друзей-приятелей расширился. Помогали друг другу и в учебе, и в каких-то бытовых вопросах. Жили дружно. У нас было две группы – инженеры и связисты (моя). У каждой была своя большая комната – койки в два ряда и посредине длинный стол с обыкновенными скамейками по бокам. Здесь занимались, здесь отдыхали. Но за пределами, конечно же, было, лучше …

И тут один из нашей «четверки» (шебуршной пацан, мы приехали из одного города, в будущем стал моим сватом) как будто песню спел:

-Жертвую святым… На самый-самый крайний случай оставалась заначка…Наверное, это время наступило…Поехали в центр!

Уговаривать никого не надо было! По дороге обсудили куда поедем. У нас уже были свои точки, где нас знали-привечали. Поехали в одно уютное кафе-пельменную. Посмотрели меню – покушать можно было выбрать еще что-то (невроз вызывал только рис на гарнир, потому как с картошкой там было сложно – дефицит! за месяц до этого «похода» отмечали День Победы в одном из центральных ресторанов Донецка, так нам девочки-официантки «по блату» организовали мисочку вареной картошки, и когда они несли ее к нашему столу, эту мисочку сопровождали взглядами все , кто находился в зале!).

Но, хотелось же еще и к пище! Из «горячительных» – только вино разных калибров. Наша официанточка Мария подсказала сходить в магазинчик рядом, к ее знакомому продавцу и от ее имени попросить тихонечко коньячку (водки не было даже на витринах) и, в свою очередь, не светиться в кафе. Чтоб все было аккуратненько. Выпало мне сходить «на дело». Обернулся благополучно и быстро, «фляшен» предварительно засунул за пояс джинсиков, прикрыл курточкой. Присел за столик и переложил сосуд на низенький подоконник возле столика. Выдохнул. И…ХЛОП! Бутылка скатилась и грохнулась на пол…Сразу поплыл аромат вокруг…

Пришла Маша:

-Что? Соображения не хватило, чтобы отдать мне, а я перелила в графинчик непрозрачный?

Оставшихся «пененсов» хватило из закуски исключительно на салатики… Когда я во второй раз появился в магазине, продавец очень удивленно глянула на меня (прошло-то каких-то семь-десять минут):

-Что – уже?! Быстрые вы, однако!

Было весело, но голодно. Денег уже не хватало даже на трамвай. До училища было километров десять, но мы же пошли, естественно, пешком. Деваться-то некуда.

И вы представляете, где-то через пару километров, между остановками, останавливается трамвай и вагоновожатая:

-Мальчики! Давайте подвезу! Наверное, денежек у вас нету?

Дай Бог ей здоровья! Как было приятно на душе!

Ребята, которые стояли на довольствие в столовке, принесли нам хлебушка, и последующие три дня мы так и жили – на хлебе да на воде. По-настоящему было голодно. Отдолжить было не у кого… Ждали со дня на день, когда кому-нибудь придет перевод…

День четвертый…После лекций народ свалил в город…Наша команда расположилась на своих койках, я что-то поскуливал под гитару, пацаны что-то вторили обессилевшими голосами… И вдруг голос дневального:

-Такому-то пришла посылка!

Помню, что звали Дима, и он был родом из Белой Церкви. Дима взлетел в одну секунду с лежбища и умчался на почту, благо она была в этом же здании. Вернулся минут через десять. Радостный! Счастливый!

-Мужики! К столу! Мамка посылочку прислала! Роднуля моя!

Сверху были яблоки, огурчики, цыбуля и добренный шмат сала. А под ним…

До сих пор в памяти на всю оставшуюся жизнь...
До сих пор в памяти на всю оставшуюся жизнь...

Грелка!

-Ай, умница матушка! Молодец! Домашненькая! Хлебная!

Пир был настоящим!

А на следующий день начали приходить и денежные переводы… Наверное, с легкой руки диминой мамы! Помним и чтим ее! Спасла она нас от голодной смерти… Настоящая мама!!!

Новые истории читайте на моём канале ЮСТВ yz - zen.yandex.ru/iuraseverin

Там же ВЫ сможете посмотреть телепередачи и познакомиться с интересными людьми!